Смены маркировки “Халал” на “Адал” в Казахстане не будет
Информацию о том, что с 1 марта 2015 маркировка “халал” должна быть заменена на “адал”, опроверг президент “Ассоциации Халал Индустрии Казахстана” Марат Сарсенбаев. По его словам, ДУМК не может что-то запретить, ведь Казахстан – светское государство.
Информацию о смене сертификатов “халал” на “адал” быстро распространилась в СМИ, сообщают “Костанайские новости”. Встревоженные этой новостью предприниматели сразу же начали звонить в Ассоциацию, чтобы получить разъяснения, весь на упаковку, маркированную логотипом “Халал” были затрачены немалые суммы.
Глава Ассоциации Марат Сарсенбаев рассказал, что все бизнесмены получили разъяснения в письменном виде.
“Мы подготовили и разослали бизнесменам письма, в которых сообщили, что информация в СМИ неверная. Наша компания является основателем Халал индустрии Казахстана, которой в этом году исполнится 10 лет. Мы официально зарегистрированы в Министерстве юстиции. Аккредитованы в государственной системе сертификации РК. Разработали государственные стандарты. За нами, в том числе, авторское право на руководство по производству, обработке и хранению продукции “Халал”. То есть эта деятельность регулируется государством. И никаких изменений с его стороны нет. А духовенство не может взять и что-то отменить. Потому что у нас светское государство. Не берусь судить, имеет ли право духовенство заниматься сертификацией “Адал”. Но факт, что оно обязано иметь разрешительные документы. Пока их нет”, – сообщил Сарсенбаев.
Также он рассказал, что процедура халал-сертификации является добровольной, при этом в получении свидетельства заинтересованы многие предприятия. Ведь для мусульман понятие “халал” является очень важным, причем касается оно не только принимаемой пищи, это – образ жизни, предписанный богом. Поэтому существует, например, халал-сертификация гостиниц, где должны быть предусмотрены места для чтения намаза, и, конечно же, там должна быть соответствующая кухня, говорит глава организации.
По словам Сарсенбаева, Ассоциация имеет специальную мировую аккредитацию, является членом Всемирного Альянса органа сертификации “Халал”. Эта маркировка – бренд международного масштаба, поэтому сменить ее на “адал” (слово, знакомое еще, разве что, киргизам) значит потерять мировое признание, отметил он.
“У нас сертифицировалось много иностранных предприятий, предпочли получить казахстанский логотип заводы России, Беларуси, Дании, Австрии, Малайзии, Турции. Например, Danone, Wrigley\’s, которые производят в том числе йогурты, жевательную резинку “Орбит”. А недавно сертифицировался Екатеринбургский жировой комбинат, известный своим майонезом. Спрашиваю, мол, почему у нас. На что руководитель завода ответил, что проводили сначала исследование в разрезе нескольких стран. Оказалось, что наш логотип самый узнаваемый”, – сообщил Сарсенбаев.
По его словам, предприятия, получившие сертификат, проходят серьезную проверку. Свидетельство не является бессрочным, через определенное время его вновь нужно подтверждать. Некоторым из заводов приходилось отказывать в сертификации.
Напомним, информация о смене маркировки появилась в СМИ в конце февраля. Согласно распространенным тогда данным проверкой продуктов питания на соответствие стандартам будут заниматься специально подготовленные Духовным управлением мусульман Казахстана имамы. Одним из условия получения адал-сертификата являлось наличие на производстве видеонаблюдения.