Бизнес и экономика

Китайские инициативы теснят позиции доллара

 

Новое оружие Китая в экономической войне между последним и Соединенными Штатами Америки выкристаллизовалась в простую, но ужасающую для США формулу:  нефть — юань — золото.  Противостояние между США и Китаем переходит в активную фазу.

 

Американцы отказались признавать КНР страной с рыночной экономикой и готовят очередную порцию антидемпинговых мер. Пекин подготовил ассиметричный ответ и в ближайшее время собирается запустить у себя торговлю нефтяными фьючерсами за юани, которые можно будет конвертировать в золото.  Сможет ли Китай лишить доллар статуса главной нефтяной валюты мира?

 

Соединенные Штаты официально уведомили Всемирную торговую организацию (ВТО), что отказываются признавать Китай страной с рыночной экономикой. Евросоюз солидарен с американцами. Китайские власти хотят добиться для себя «рыночного» статуса, чтобы избавиться от заградительных пошлин на свои товары. Ранее министерство торговли США, в рамках антидемпингового расследования в отношении поставок китайской алюминиевой фольги, уже отказывалось признавать КНР страной с рыночной экономикой.

 

В свою очередь, Евросоюз принял новые антидемпинговые правила, которые позволяют вводить специальный режим импорта для стран со «значительными искажениями рынка» и практикующих «социальный и экологический демпинг». Эти действия, ожидаемо, вызвали возмущение Пекина. Официальный представитель министерства коммерции КНР отметил, например, что заявления США “являются серьезным искажением реальной ситуации в Китае”, одновременно с этим призвал американскую сторону “предпринять реальные шаги для исправления ошибочных действий”, сообщало агентство «Синьхуа».

 

Штаты постоянно ведут антидемпинговые расследования в отношении китайской продукции и опираются в них на правила, действующие в отношении тех самых стран с нерыночной экономикой. Так, 13 ноября министерство торговли США решило, что производители фанеры из Китая допустили демпинг и получили дотации.

 

Директор департамента торговой защиты и расследований минкоммерции КНР Ван Хэцзюнь, чьи слова приводит «Синьхуа», указал, что в антидемпинговом расследовании продолжали, «игнорируя обязательства перед ВТО», ссылаться на так называемые «страны-аналоги» – практику, носящую дискриминационный характер».

 

По его словам, американцы отказались рассмотреть «доказательные материалы, представленные в большом количестве китайскими компаниями, и в силу искаженного представления о производственных процессах на китайских предприятиях неоправданно подняли величину демпинговой маржи».

 

Китайская сторона надеялась, что недавний визит президента США Дональда Трампа в КНР позволит снять хотя бы часть торговых разногласий. Несмотря на подписание соглашений между компаниями двух стран на $250 млрд, прорыва на государственном уровне не произошло. Замглавы МИД КНР Чжэн Цзэгуан сообщал, что Китай готов значительно расширить доступ к китайскому финансовому сектору, снизить тарифы на импортные автомобили, а также смягчить ограничения в отношении иностранных производителей автомобилей на новых энергоносителях. Но, видимо, Дональду Трампу нужно все, а не отдельные уступки. Он убежден, что торговые отношения с Китаем невыгодны для США (Америка импортирует намного больше, чем экспортирует в КНР), и намерен добиться изменения ситуации. Непризнание рыночного статуса,антидемпинговые расследования – элементы этой экономической войны.

 

Но у Китая есть чем ответить. И ответ этот не такой прямолинейный, но его эффект может оказаться гораздо более эффективным. КНР продолжает теснить США на глобальном валютном рынке. Ранее Пекин добился включения юаня в список валют МВФ, а сейчас хочет потеснить доллар, как универсальное средство расчета за нефть.

 

Согласно обнародованным планам, уже до конца года на одной из китайских бирж может быть запущена торговля фьючерсами на нефть в юанях, причем конвертировать их можно будет в золото.

 

Связка нефть — юань — золото может стать весьма привлекательной для инвесторов и стран-производителей нефти, прежде всего, тех, которые в той или иной степени конфликтуют с США. Это Россия, Венесуэла, Иран. При этом Россия является крупнейшим поставщиком нефти в Китай. По итогам октября поставки составили 4,65 млн тонн. На втором месте Саудовская Аравия с 4,61 млн тонн, на третьем Ангола с 3,57 млн тонн. Аналитики говорят, что продажа нефтяных фьючерсов в юанях – это инструмент, направленный на дедолоризацию и нефтяного рынка, и всей мировой экономики. Правда, этот процесс — не быстрый.

 

С 70-х годов прошлого века страны ОПЕК продают «черное золото» в «нефтедолларах», напоминают аналитики УК «КапиталЪ». Широкая конверсия нефтедолларов в казначейские облигации США (treasuries) была и остается жизненно важной составляющей для американской экономики. Но отныне производители нефти способны будут принимать стратегический шаг по обмену нефти на золото или на treasuries в зависимости от будущих ожиданий.

 

«Вдобавок Китай собирается отдавать большую долю рынка тем странам, которые согласятся торговать нефтяными фьючерсами, номинированными в юанях. Крупнейшие торговые партнеры Поднебесной будут фактически вынуждены прибегнуть к новому инструменту для сохранения своей доли рынка. В итоге следует ожидать постепенной дедолларизации», — отмечают они.

 

Сам рынок такого вида деривативов выглядит достаточно перспективно, считает Евгений Локтюхов, руководитель направления анализа отраслей и рынков капитала Промсвязьбанка. Рост его емкости будет подпитываться двумя категориями клиентов.

 

В первую очередь, этот инструмент будет интересен части профессиональных участников нефтяного рынка, рискующих получить проблемы из-за американских санкций. Второй категорией является китайский спекулятивный капитал, утилизирующий те же юани, которых в КНР крайне много, тогда как возможности для их конвертации в другие активы ограничены, говорит Евгений Локтюхов. Он напоминает, что бурный рост рынка криптовалют также стимулировался в значительной степени китайским капиталом.

 

«Эта категория участников рынка, скорее, прельстится последующей возможностью конвертации деривативов в золото, что будет оказывать поддержку рынку золота, но совсем необязательно приведет к переделу валютного рынка», — считает он. Евгений Локтюхов полагает, что влияние запуска нового дериватива на дедолларизацию рынка нефти будет весьма умеренным, и пока не стоит рассматривать его как угрозу позициям доллара в мире.

 

В тоже время, Андрей Хохрин, начальник Управления по работе с состоятельными клиентами ИК «Церих Кэпитал Менеджмент», сомневается в жизнеспособности механизма конвертации в золото. Рынок нефти и рынок золота несопоставимы по объемам, отмечает он. Поэтому если конвертация в золото и возможна, то никак не в сам металл (его в таком случае просто не хватит), а в некие золотые деривативы.

 

«Впрочем, сразу возникает вопрос, зачем такие сложности? Ведь можно, при экспирации расчетного фьючерса, получить юани, а уже на них покупать или золотые фьючерсы, или само золото. Поэтому инструмент такой сложности вряд ли будет жизнеспособен. А коль скоро, любая биржа – это весьма прагматичный участник торговых отношений, то и шансов на появление подобного инструмента немного», — считает он.

 

При этом он соглашается, что доллар, очевидно, постепенно утрачивает статус главной валюты обмена. Появление евро, стремительный взлет экономики Китая, планы ряда стран бывшего СССР, Ближнего Востока и Азии перейти на расчеты в региональных валютах, сделали доллар, скорее, мерилом стоимости, чем обязательной валютой сделок.

 

«И безостановочное накопление долговой нагрузки Штатами, как представляется, будет только ускорять утрату долларом монопольных позиций», — говорит аналитик. Дедолоризация – это тренд последнего времени. Много внимания этому уделяется в рамках БРИКС (неформальный клуб Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР).

 

Президент России Владимир Путин говорил, что Россия разделяет озабоченность стран БРИКС по поводу несправедливости глобальной финансово-экономической системы, которая не учитывает растущий вес стран с формирующимся рынком. «Мы готовы работать вместе с нашими партнерами в целях содействия проведению реформ международного финансового регулирования и преодоления чрезмерного господства ограниченного числа резервных валют», — подчеркивал Путин.

 

Свежей инициативой, помимо расчетов в нацвалютах и скорого появления нефтеюаня, является предложение создать в рамках БРИКС единую систему торговли золотом.

 

«Традиционная система, что все идет через Лондон, частично через швейцарские города, теряет свою актуальность, и появляются новые очаги торговли золотом, прежде всего в Индии, Китае, ЮАР. Мы обсуждаем и в рамках БРИКС, и на уровне двусторонних контактов возможность организации единого стакана, единой торговли золотом», — рассказал недавно первый зампред ЦБ Сергей Швецов.

 

Банк России уже подписал меморандум с китайскими коллегами о развитии взаимной торговли золотом. Первые шаги по созданию новой системы торговли золотом могут быть сделаны в следующем году.

 

Пока все эти инициативы не могут быстро изменить долларовое статус-кво. Но стоит помнить, что Китай делает свои шаги в расчете на длительную перспективу.

 

Источник: planet-today.ru

Статьи по Теме

Кнопка «Наверх»