Бизнес и экономика

Правительство Мадуро подкосил нефтяной кризис?

 

Правительство Венесуэлы понесло огромные потери в результате выборов 6 декабря, в ходе которых большинство мест в парламенте получила оппозиция. Это стало сильным ударом по позиции президента Николаса Мадуро, и во многом такие результаты были обеспечены нефтяным кризисом, сообщает vestifinance.ru.

Напомним, что правящая Объединенная социалистическая партия, на протяжении последних 16 лет управлявшая 33-миллионной Венесуэлой, потерпела сокрушительное поражение, получив лишь 46 из 167 мандатов, в то время как оппозиционная “Коалиция за демократическое единство” получила 99 мест.

Результат выборов – логичный финал нефтяного кризиса, в результате которого экономика Венесуэлы оказалось разрушенной, государственная казна опустела, а валюты обесценилась. Несмотря на кризис, ОПЕК никак конструктивно не отреагировала на просьбы Венесуэлы.

Без возможности быстрого повышения цен на нефть единственным возможным вариантом для Венесуэлы является жесткое решение проблемы в национальной нефтяной отрасли. Но в краткосрочной перспективе экономика не получит никаких преимуществ от этого, так как проблемы начали проявляться еще до падения цен.

 

Венесуэла могла бы все изменить, но сделать предстоит очень многое. Страна обладает крупнейшими в мире разведанными запасами нефти, которые оцениваются в 298 млрд баррелей, что даже выше показателя Саудовской Аравии. Сейчас добыча нефти, хотя и достаточно высока, снижается, поскольку используемые месторождения являются зрелыми.

Кроме того, есть еще большие доказанные запасы тяжелых битумов.

Эти ресурсы были хорошо известны и ранее, но у государственной PDVSA просто не было достаточно денег для инвестиций даже в период высоких цен.

В результате с 1998 г. добыча нефти компании упала на 800 тыс. баррелей в день, а отсутствие инвестиций в новые производства привело к истощению существующих месторождений.

Проблема Венесуэлы усугубляется тем, что чистый экспорт нефти сократился еще сильнее в последнее время. Это является следствием больших субсидий, которые сокращают экспорт сразу в двух направлениях. Во-первых, в Венесуэле стоимость бензина одна из самых низких в мире. Это обеспечивается за счет субсидий, но высокий уровень внутреннего потребления оставляет меньше нефти для экспорта.

Во-вторых, очень большие объемы вывозятся за счет контрабанды из-за слишком высоких пошлин. Естественно, эти деньги не попадают в бюджет. Для контрабандистов существует практически идеальная схема арбитража, так как они продают нефть в Колумбии по более высокой цене.

В результате чистый экспорт с 1998 г. упал на 1,1 млн баррелей в сутки.

 

Есть еще и политические проблемы в энергетическом секторе. В 2002 г. Уго Чавес уволил тысячи опытных нефтяников, заменив их “политическими оперативниками”, что значительно снизило потенциал отрасли. Правительство использовало нефтяные доходы для финансирования социальных программ, а также на поддержку союзников за рубежом, а не на инвестирование в новые источники добычи.

Тяжелое финансовое положение, с которым столкнулась Венесуэла, должно привести к переосмыслению подходов правительства.

Самое интересное, что правительство Мадуро пыталось изменить ситуацию, привлекая инвестиции, давая больше возможностей иностранным компаниям, снижая субсидии. Но снижение субсидий привело к недовольству населения, для которого подорожал бензин.

Тем не менее эти реформы только латают дыры в экономике, которая трещит по швам. PDVSA может иметь дефицит денежного потока в этом году на уровне $12-20 млрд. Экономика Венесуэлы стала еще более зависимой от экспорта нефти, в то время как объемы экспорта уменьшаются, а цены рухнули. ВВП, как ожидается, сократится на 10%.

И совсем неудивительно, что правительство быстро потеряло политическую поддержку.

 

Источник: vestifinance.ru

Статьи по Теме

Кнопка «Наверх»