Азербайджан предоставит Казахстану нефтяной обход России — СМИ
С сентября Казахстан планирует продавать часть своей сырой нефти через трубопровод по территории Азербайджана, поскольку крупнейшая республика Центральной Азии изыскивает альтернативы действующим маршрутам поставок. Об этом 12 августа, передаëт Reuters со ссылкой на свои источники, «знакомые с этим вопросом».
Экспорт казахстанской нефти составляет более 1% мировых поставок, или примерно 1,4 млн баррелей в сутки, отмечает британское информагентство.
Источник, «непосредственно знакомый с ситуацией», сообщил изданию, что государственная нефтяная компания «Казмунайгаз» (КМГ) ведëт предварительные переговоры с торговым подразделением Государственной нефтяной компании Азербайджана (SOCAR) о разрешении на продажу 1,5 млн тонн казахстанской нефти в год через азербайджанский трубопровод, по которому стратегический энергоноситель доставляется в турецкий средиземноморский порт Джейхан.
Окончательный контракт, как предполагается, должен быть подписан в конце августа, а транспортировка топлива по трубопроводу Баку — Тбилиси — Джейхан (БТД) начнëтся через месяц, сказал собеседник агентства.
По словам двух других источников, ещë 3,5 млн тонн казахстанской нефти в год могут начать поступать в 2023-м по азербайджанскому трубопроводу в грузинский черноморский порт Супса. В сочетании с потоками БТД объëм будет равняться чуть более 100 000 баррелей в сутки, или 8% потоков Каспийского трубопроводного консорциума (КТК).
Как отмечает Reuters, данная сделка «позволила бы Казахстану обойти российскую территорию».
В прошлом месяце компания BP Azerbaijan заявила, что перенаправит потоки с трубопровода Баку — Супса на более крупную трубу БТД. Однако новый маршрут в виде БТД означает, что Казахстану придëтся полагаться на флот небольших танкеров для перевозки нефти через Каспийское море в Баку из порта Актау, который имеет ограниченные запасные мощности, говорят источники.
Совместное предприятие «Тенгизшевройл» (ТШО), возглавляемое американской нефтяной компанией Chevron, имеет собственное маркетинговое подразделение и отдельно ведëт переговоры о своих маршрутах поставок по трубопроводам и железной дороге. БТД также может быть вариантом для ТШО, но источник сказал, что в случае согласия начало потоков может занять до шести месяцев.
ТШО уже начал перенаправлять небольшой объëм нефти по железной дороге в грузинский порт Батуми в апреле, когда из-за непогоды часть терминала КТК вышла из строя. В настоящее время ТШО заказывает больше железнодорожных перевозок, и они могут увеличиться в сентябре или октябре, говорится в публикации Reuters.
До последнего времени казахстанская нефть поставлялась по трубопроводу КТК в черноморский порт Новороссийск, обеспечивающий Астане выход на мировой рынок.
Как сообщало EADaily, сбои в работе главного экспортного маршрута казахстанской нефти — через Россию — поставили власти Казахстана в тупик. У республики, экономически тесно связанной с Россией, мало возможностей предложить альтернативные маршруты западным нефтегигантам, работающим в Казахстане, но бросившим свои проекты на российском рынке.