Рынок образовательной робототехники в Казахстане
Рынок образовательной робототехники в Казахстане. Как он развивается? куда движется? Соответствует ли глобальному мировому спросу и какие прогнозы существуют на сегодняшний день?
Исследовательская компания ResearchandMarkets недавно опубликовала отчет об объеме рынка образовательной робототехники в странах Европы. Согласно данным, прибыль на рынке составила 145,8 миллионов долларов США. Основным локомотивом, двигающим рынок вперед, было внедрение SMART-технологий и робототехники в школах на различных уровнях.
Согласно оценкам компании VerifiedMarketResearch, объем глобального рынка образовательной робототехники за 2017-ый год составил 609 миллионов долларов США. По прогнозам, к 2025-ому году его объем достигнет 1,9 миллиардов долларов США. А вот прогнозы консалтинговой компании HTF MarketReport касательно будущего этой сферы еще более оптимистичны. По мнению аналитиков, рынок образовательной робототехники только в Северной Америке достигнет 2,29 миллиардов долларов США. Несмотря на различные оценки, тренд однозначно понятен и будет расти стремительными шагами.
Основным драйвером роста является внедрение обучающих программ, как на уровне государства в образовательных учреждениях, так и на уровне частных занятий по робототехнике. Положительное влияние на популяризацию данного направления оказывает развитие STEM-обучения и явный спрос на специалистов из сферы точных наук: инженеров, физиков, химиков и т.д.
Поэтому современные родители стремятся, чтобы их дети в будущем были профессионально востребованы. Отслеживая глобальные тенденции, они уделяют большое внимание STEM-программам, все чаще выбирая секции по робототехнике в качестве дополнительного образования.
Какова же ситуация в Казахстане?
Как и во всем мире, развитию образовательной робототехники в Казахстане способствуют как государственные инициативы, так и внешкольная деятельность. Министерство образования и науки Казахстана вносит большой вклад в развитие точных наук, оснащая школы образовательными наборами, а также организовывая различные тематические конкурсы и фестивали.
Ежегодно в Казахстане открываются новые частные школы и секции по робототехнике, ведь спрос растёт: родители понимают всю важность этого направления, с его помощью дети смогут развить ключевые для нынешнего поколения компетенции. Поэтому на данном этапе активно обсуждается необходимость изменения подходов и ускорение научно-технического прогресса.
Если посмотреть на карту охвата территории Казахстана школами робототехники, то на сегодня секции работают в таких городах как Астана, Алматы, Актау, Актобе, Атырау, Павлодар, Рудный, Шымкент, Караганды. Достаточно много больших казахстанских городов, таких как Усть-Каменогорск, Уральск, Петропавловск, Тараз, Семей, Костанай, Талдыкорган, Кызылорда еще не охвачены. Таким образом, тренд для увеличения секций робототехники сохраняется, однако покрытие всей страны осуществляется в основном за счет государственных программ в области образования.
Пока данных по рынку образовательной робототехники в Казахстане крайне мало, поэтому емкость оценивать сложно. При этом тренды к ее развитию в Казахстане очевидны: это популяризация робототехники во всем мире, рост интереса к данному направлению, конкуренция между частными секциями и повышенный интерес казахстанского правительства к данному направлению.
По словам Наталии Пичуговой, директора по развитию LEAS (Программы дополнительного образования LEGOEducation) в России и Казахстане, на рынке образовательной робототехники в Казахстане количество предложений еще не удовлетворяет объемы спроса. «Покупать комплекты образовательной робототехники родителям финансово не выгодно, и многим не под силу. Один набор стоит в среднем от 250 долларов. Кроме того, родителям будет сложнее обучать детей, так как нужна правильная методология обучения. А центры дополнительного образования предлагают вполне демократичные цены от 10 000 тенге в месяц, которые доступны семейному бюджету». Такая ценовая политика, по мнению Наталии, положительно влияет на решение родителей отдать своих детей в центры робототехники.
Небольшая конкуренция между центрами робототехники пока ощущается только в Алматы и в Астане. «В регионах частных центров робототехники очень мало и данный сегмент рынка пока молодой. Однако со временем, мы понимаем, что конкуренция будет расти как в крупных городах, так и в регионах, ведь популяризация образовательной робототехники идет стремительными шагами и этим государственным программам уделяется все больше внимания со стороны прессы», – отмечает Наталия.
Рынок образовательной робототехники в Казахстане пока только формируется и каким он будет через 2-3 года, сказать сложно. Одно ясно – он будет динамично расти и положительно влиять на внедрение STEM-обучения в Казахстане.
Источник: Etoday.kz