Бизнес и экономика

В Узбекистане принята программа по защите малого бизнеса и частного предпринимательства

Фото: Пресс-служба Президента Узбекистана

 

Президент утвердил Программу мер по обеспечению надежной защиты частной собственности, малого бизнеса и частного предпринимательства, сообщает «Газета.uz».

 

Президент Узбекистана Ислам Каримов 15 мая подписал указ «О мерах по обеспечению надежной защиты частной собственности, малого бизнеса и частного предпринимательства, снятию преград для их ускоренного развития».

 

Как сообщается в комментарии в указу, распространенном УзА, документ направлен на создание «еще более благоприятных экономических и правовых условий и стимулов для кардинального повышения роли и места частной собственности в экономике, ликвидации имеющихся преград и ограничений в организации предпринимательской деятельности, последовательного роста доли частной собственности в валовом внутреннем продукте, в том числе с участием иностранного капитала».

 

Указом утверждена комплексная Программа мер, предусматривающая реализацию в основном в текущем году 33 конкретных мероприятий по 4 ключевым направлениям обеспечения надежной защиты частной собственности, малого бизнеса и частного предпринимательства, снятия преград для их ускоренного развития.

 

Особое внимание в Программе мер обращено на создание необходимых условий и возможностей для ускоренного развития частной собственности и частного предпринимательства, упрощение порядка их создания и организации деятельности, предоставление большей свободы для предпринимательства за счет либерализации административного и уголовного законодательства.

В частности, предусматривается перевести из уголовной юрисдикции в административную правонарушения, совершенные в сфере правил торговли, торговой и посреднической деятельности, за исключением правонарушений в особо крупном размере.

Вводится порядок, в соответствии с которым уголовное дело не возбуждается и лицо освобождается от ответственности, если оно впервые совершило преступление, предусмотренное статьей 184 Уголовного кодекса (уклонение от уплаты налогов или других обязательных платежей), и полностью возместило нанесенный государству ущерб, уплатило пени и другие виды финансовых санкций в течение 30 дней после обнаружения преступления.

 

Также намечено внести дополнения в Уголовный кодекс, в соответствии с которыми не применяется наказание в виде лишения свободы при полном возмещении должностными лицами хозяйствующих субъектов нанесенного материального ущерба, предусмотренного за лжебанкротство и сокрытие банкротства.

 

Определены меры по смягчению ответственности должностных лиц, осуществляющих административно-распределительные и административно-хозяйственные полномочия в предпринимательских структурах и других негосударственных организациях. В Уголовный кодекс будут введены отдельные статьи, предусматривающие более мягкие меры наказания за незаконное получение материального вознаграждения (коммерческий подкуп), злоупотребление полномочием и другие правонарушения. При этом в случае полного возмещения причиненного материального ущерба в результате указанных правонарушений не применяется наказание в виде лишения свободы.

 

Программой мер предусматривается усиление роли судебных органов в защите интересов частных предпринимателей. Так, только по решению суда может осуществляться изъятие имущества субъектов предпринимательства в связи с нарушением ими налогового и таможенного законодательства, взыскание доначисленных таможенных платежей, по которым имеется возражение со стороны плательщика. Хозяйственным судам предоставляется право приостанавливать исполнение обжалуемого действия (решения) контролирующего органа, а срок вынесения хозяйственными судами определения о принятии искового заявления к производству и подготовке дела к судебному разбирательству сокращен с 10 до 5 дней.

 

Вводится порядок, в соответствии с которым проверки правоохранительными органами деятельности хозяйствующих субъектов в связи с возбужденными уголовными делами осуществляются с участием привлеченных хозяйствующими субъектами адвокатов (за исключением случаев письменного отказа от данного права со стороны хозяйствующего субъекта).

 

Программой установлен широкий комплекс мер по упрощению всех видов регистрационных и разрешительных процедур, расширению доступа к получению различных видов государственных услуг. Для получения льгот и преференций, предусмотренных законом для субъектов предпринимательства, больше не нужно обращаться со всякого рода письменными заявлениями.

 

Упрощается порядок осуществления государственных закупок товаров (работ, услуг) первой необходимости у субъектов предпринимательства посредством электронных торгов через специальный информационный портал Узбекской республиканской товарно-сырьевой биржи.

Государственная регистрация и постановка на учет субъектов предпринимательства будет осуществляться круглосуточно через автоматизированную систему государственной регистрации и постановки на учет субъектов предпринимательства в сети интернет, интегрированную в Единый портал интерактивных государственных услуг.

Для снятия бюрократических преград, обеспечения открытости и прозрачности при получении государственных услуг, исключения прямых контактов заявителей с должностными лицами, принимающими решение об их предоставлении, на базе инспекций по регистрации субъектов предпринимательства при хокимиятах районов (городов) будут созданы Единые центры по оказанию государственных услуг субъектам предпринимательства по принципу «одно окно» взамен существующих служб «одно окно» при различных ведомствах по оказанию отдельных видов государственных услуг.

 

Одновременно намечается упрощение процедур, связанных с предоставлением земельных участков субъектам предпринимательства и выдачей разрешений на строительство за счет внедрения уведомительного порядка регистрации территориальными инспекциями государственного архитектурно-строительного надзора объектов строительства и выдачи разрешений на производство строительно-монтажных работ с представлением субъектами предпринимательства необходимых документов, оптимизации процедур и сроков подготовки, согласования и утверждения материалов по выбору и отводу земельного участка.

 

В программе намечено упорядочение порядка проведения проверок деятельности хозяйствующих субъектов и повышение ответственности, вплоть до уголовной, должностных лиц государственных, правоохранительных и контролирующих органов за воспрепятствование и незаконное вмешательство в предпринимательскую деятельность, а также нарушение прав частных собственников.

С 1 июля 2015 года устанавливаются единые порядок и периодичность проведения плановых проверок, при которых все проверки деятельности микрофирм, малых предприятий и фермерских хозяйств осуществляются в плановом порядке не чаще одного раза в четыре года, других хозяйствующих субъектов — не чаще одного раза в три года, только по решению Республиканского совета по координации деятельности контролирующих органов. При этом срок проведения плановых проверок, не связанных с финансово-хозяйственной деятельностью, сокращается с 30 до 10 календарных дней.

Плановые проверки финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства должны охватывать период только после последней плановой проверки. Субъектам предпринимательства предоставляется возможность исправить в ходе проверок допущенные ошибки, предотвращая тем самым приостановление их деятельности и фактическую ликвидацию.

 

Предусмотрено усиление эффективности проводимой со стороны контролирующих органов профилактической работы, направленной на повышение правовой грамотности субъектов предпринимательства и предупреждение правонарушений до назначения комплексных проверок их деятельности. Именно по этому критерию будет оцениваться работа контролирующих органов.

 

Введение этих мер предусматривает принятие в новой редакции закона «О государственном контроле деятельности субъектов предпринимательства».

 

В указе Генеральной прокуратуре, Министерству юстиции и Верховному суду совместно с заинтересованными структурами поручено выработать и принять конкретные меры по усилению ответственности должностных лиц государственных, правоохранительных и контролирующих органов за воспрепятствование и незаконное вмешательство в предпринимательскую деятельность.

 

Так, намечается усилить меры административной ответственности за нарушение порядка проведения проверок и ревизий финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов, нарушение порядка оказания государственных услуг, незаконное приостановление деятельности хозяйствующих субъектов и (или) операций по их банковским счетам, необоснованное истребование информации о наличии денежных средств на счетах хозсубъектов, принудительное привлечение хозсубъектов к благотворительности и иным мероприятиям, связанным с отвлечением денежных средств.

Предусматривается установить административную ответственность за снос зданий, иных строений, сооружений, принадлежащих субъектам предпринимательства, в случае неполного возмещения убытков по рыночной стоимости указанного имущества.

В отношении должностных лиц контролирующих, правоохранительных и иных госорганов, неоднократно нарушающих законодательство в сфере защиты свободы предпринимательской деятельности, будут применяться меры уголовной ответственности.

Наряду с этим предусматривается внедрение механизма возмещения вреда в полном объеме, включая упущенную выгоду, причиненного субъекту предпринимательства в результате незаконных решений госорганов, органов самоуправления граждан или действий (бездействия) их должностных лиц.

 

Все эти изменения и дополнения должны найти отражение в административном и уголовном законодательстве. В Кодекс об административной ответственности предполагается ввести отдельную Главу XVI1, предусматривающую административную ответственность за воспрепятствование и незаконное вмешательство в предпринимательскую деятельность и другие правонарушения, посягающие на права и законные интересы хозяйствующих субъектов. Соответствующие дополнения будут внесены и в Уголовный кодекс.

 

 

Статьи по Теме

Кнопка «Наверх»