Hi-Tech

Больше Илонов Масков: 42% старшеклассников хотят работать в IT

Министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК Багдат Мусин рассказал, что ему презентовали проект «+1 Илон Маск». Идея проекта — обеспечить каждого сельского ребенка гаджетом, чтобы у него было больше возможностей для обучения. Доступность технологий для повседневных функций — это верный шаг в сторону формирования технически грамотной прослойки общества, которая в будущем может составить IT-элиту страны. Поговорим с Валерием Зубановым, представителем «Лаборатории Касперского», одной из ведущих компаний в мире в сфере информационной безопасности, как обстоит ситуация с кадрами сегодня, что делается в Казахстане для развития IT.


— Как изменился рынок IT-специалистов и какие профессии в последнее время стремится освоить поколение будущих разработчиков?

Дефицит кадров — ощутимая проблема в сфере IT. Разработчики нужны буквально всем, не только IT-компаниям, и в будущем ситуация вряд ли кардинально изменится. Нехватка талантов наблюдается как по относительно новым направлениям, например Data Science или DevOps, так и по классическим, например мобильной разработке, информационной безопасности или даже IT-рекрутменту.

Значительное влияние оказывает тот факт, что в Казахстане появилось большое количество ОЦИБов (Операционных центров информационной безопасности). Они укомплектовывались специалистами с рынка, на котором и без этого существовал кадровый дефицит, а значит спрос на профессионалов в IT по-прежнему высок.

Что касается сферы информационной безопасности, на мой взгляд, в Казахстане есть специалисты по части управления и организации ИБ, есть специалисты с большим опытом в области эксплуатации защитных решений и сервисов, но мало специалистов в части анализа ВПО, форензики и киберкриминалистики, а также защиты индустриальных сетей. В целом пока вузы готовят недостаточное количество специалистов по направлению ИБ.

Какое количество IT-специалистов в регионе?  Насколько молодеет профессия?

HeadHunter оценивал число специалистов в 21 тысячу (за 9 месяцев 2021 года), рост по сравнению с 2020-м за весь 2021 год составил 52%. Эксперты отмечали, что в основном айтишники живут и работают в Алматы и Нур-Султане, далее идут Шымкент, Кызылорда и Атырау. На мой взгляд, тенденция уезжать в города поменьше характерна для управленцев. Что касается IT-специалистов, они все-таки чаще перебираются из провинции в Нур-Султан и Алматы, так как там выше зарплаты. Шансов у молодежи, конечно, больше в столицах и крупных городах.

Еще одно исследование, «Сколько казахстанцев хотели бы переобучиться на IT», показало, что в 2022 году почти 19% трудоустроенных казахстанцев планируют пройти переобучение для работы в сфере информационных технологий. Молодые специалисты, в возрасте 25–35 лет, считают, что могут без труда начать работать в сфере информационных технологий.

Интересное исследование провели эксперты из Kolesa Group, WebTotem, KazDream и Beeline Kazakhstan. Они отметили, что увеличилось количество специалистов по мобильной разработке в возрасте 18-20 лет.

Мы действительно видим растущий интерес детей к IT. По данным опроса, который мы провели в прошлом году, больше половины старшеклассников интересуются сферой информационных технологий, 42% хотели бы в ней работать. Их стремление разделяют родители: больше половины хотели бы, чтобы их ребенок работал в IT. Вряд ли эта тенденция изменится.

— Что нужно для привлечения интереса детей к IT-образованию помимо наличия гаджета?

Важно не только заинтересовать, но и обеспечить все условия для того, чтобы школьники и студенты усвоили необходимые знания и навыки. Сегодня нужны не просто специалисты с каким-то определенным набором навыков, нужны люди, готовые к постоянному обучению, которые могут развивать новые компетенции, быть гибкими, улавливать малейшие изменения на рынке, переучиваться на другие языки. Индустрия не сможет развиваться, если мы будем рассчитывать только на те знания, которые были усвоены за время учебы в школе или вузе. Говоря техническим языком, нужно «готовить материнские платы со слотами, которые могут заполняться чем-то новым».

На наш взгляд, для подготовки молодых талантов необходимо работать в связке «школа-вуз-работодатель». Предполагается, что школы и вузы в этой парадигме дают общее, академическое образование, знакомят детей с многообразием возможностей в сфере технологий, а компании дают релевантные знания в конкретной области.

«Лаборатория Касперского» реализует сразу несколько проектов, которые помогают детям открывать для себя сферу технологий. Мы сотрудничаем с вузами, открываем учебные классы, которые обеспечиваем нашим ПО, создаем специальные программы, например запустили бесплатный онлайн-курс для школьников «Математика в кибербезопасности».

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»