Финансовая система Казахстана остается уязвимой – S&P
Служба кредитных рейтингов Standard & Poor\’s подтвердила долгосрочные суверенные кредитные рейтинги Казахстана по обязательствам в иностранной и национальной валюте на уровне «ВВВ». В то же время агентство подтвердило краткосрочные суверенные кредитные рейтинги Казахстана по обязательствам в иностранной и национальной валюте на уровне «А-2», а рейтинг по национальной шкале — на уровне «kzAA+». Прогноз по долгосрочным рейтингам остается «Негативным», сообщает Trend.
«Позитивное влияние на рейтинги Казахстана по-прежнему оказывает позиция правительства страны как нетто-кредитора, обусловленная многолетними профицитами бюджета и внешнеэкономических показателей. Уровень рейтингов по-прежнему сдерживается ограниченной, по нашему мнению, эффективностью институциональной системы и управления, что обусловлено высокой степенью централизации политических процессов, умеренными темпами развития экономики, ограниченной гибкостью денежно-кредитной политики и высокой зависимостью экономики от нефтегазового сектора»,- говорится в сообщении S&P.
20 августа правительство Казахстана объявило о переходе к политике таргетирования инфляции и более гибкого обменного курса. За этим заявлением сразу же последовала 26-процентная девальвация тенге по отношению к доллару США.
«Несмотря на то, что объявленный переход к более гибкому валютному курсу в рамках политики таргетирования инфляции может обусловить повышение гибкости денежно-кредитной политики Казахстана и улучшение способности экономики абсорбировать внешние шоки, возможность и способность Национального банка Казахстана следовать новой политике должна быть проверена на практике», – говорится в сообщении.
По мнению агентства, наблюдавшаяся в последнее время относительно невысокая результативность денежно-кредитной политики Казахстана может затруднить быстрый переход к политике таргетирования инфляции. Возможности банка влиять на ситуацию на внутреннем денежно-кредитном рынке также будут ограничены возрастающей степенью долларизации финансовой системы. Доля валютных депозитов в совокупных депозитах банковской системы страны оставалась устойчиво высокой — на уровне свыше 50 процентов в последние несколько месяцев (52 процента в июле) — по сравнению с менее чем 40 процентов два года назад. При этом девальвация тенге, по всей вероятности, только увеличит степень долларизации.
Более того, финансовая система страны остается уязвимой. Вслед за значительным сокращением доли проблемных кредитов в июне 2015 году (после списания с балансов большей части проблемных активов АО «БТА Банк» и АО «Казкоммерцбанк») S&P ожидает роста проблемных кредитов во втором полугодии 2015 году и в 2016 году.
«Этот рост будет обусловлен экономическим спадом, девальвацией тенге (учитывая тот факт, что 23 процента кредитов номинированы в иностранной валюте) и наступлением сроков погашения кредитов, выданных банками в период агрессивного роста в последние четыре года», – сказано в сообщении.
Серьезные риски для стабильности банковской системы по-прежнему представляют ограниченная ликвидность в тенге и значительное несоответствие между валютными активами и обязательствами, особенно в розничном секторе. S&P не ожидает, что ситуация значительно улучшится в ближайшие 12 месяцев. По мнению агенства, это обусловит для Национального банка Казахстана необходимость принятия крайне трудных решений, особенно учитывая ожидаемый всплеск инфляции.
По мнению S&P, среднесрочные перспективы роста экономики Казахстана остаются ограниченными вследствие слабого внешнего спроса, а также низких и все более волатильных цен на нефть.
«Поскольку экономика Казахстана в высокой степени зависит от нефтяного сектора, на долю которого приходится 20 процентов ВВП (оценка), 50 процентов доходов бюджета и 60 процентов экспорта, агентство ожидаем снижения темпов роста ВВП с шести процентов (в среднем) в 2010-2014 гг. до 2,8 процента в 2015-2018 годах», – говорится в сообщении.
В рамках имеющегося сценария S&P предполагает, что вклад чистого экспорта в рост ВВП будет ограниченным (поскольку рост нефтедобычи оставался практически нулевым) — до тех пор, пока крупное Кашаганское месторождение не будет введено в эксплуатацию на полную мощность (по оценкам S&P, это произойдет не ранее 2018 года). Кроме того, прогноз экономического роста исходит из меньшего, чем ожидалось ранее, объема экспорта других сырьевых товаров, а также снижения потребительского спроса, вызванного негативным влиянием девальвации тенге и сокращением объемов потребительского кредитования.
«Экономический рост в 2015-2016 гг. будет поддерживаться стимулирующими мерами правительства, предусматривающими рост расходов на инвестиции в инфраструктурные проекты и строительство жилья, а также поддержку предприятий малого и среднего бизнеса. Однако в долгосрочной перспективе рост будет зависеть от темпов восстановления цен на нефть, сроков ввода в эксплуатацию Кашаганского месторождения, темпов восстановления потребительского спроса и прогресса в реализации заявленных правительством реформ», – говорится в сообщении.
Учитывая снижение цен на нефть и проводимую стимулирующую программу, S&P полагает, что в 2015-2016 годах бюджет правительства Казахстана будет исполняться с дефицитом.
На взгляд S&P, правительство Казахстана по-прежнему располагает возможностями и демонстрирует готовность оптимизировать бюджетные расходы в среднесрочной перспективе (после завершения стимулирующей программы), и S&P полагает, что с 2017 года бюджет расширенного правительства вновь будет исполняться с профицитом.
По прогнозам S&P, благодаря ожидаемому восстановлению бюджетных показателей уровень долга расширенного правительства по-прежнему будет составлять менее 25 процентов ВВП, что агентство считает невысоким показателем.
Вследствие снижения цен на нефть внешнеэкономические показатели страны будут оставаться на более низком уровне, чем несколько лет назад, говорится в сообщении агентсва.
«Мы ожидаем небольшого дефицита счета текущих операций (СТО) — в среднем около 2,5-3 процента ВВП в 2015-2017 годах. Однако, на наш взгляд, постепенное восстановление цен на нефть наряду с увеличением гибкости обменного курса может обусловить восстановление профицита СТО уже к 2018 году», – говорится в сообщении.
Прогноз «Негативный» по долгосрочным суверенным рейтингам Республики Казахстан отражает мнение агентства о значительных рисках, которым подвергаются бюджетные, внешнеэкономические и монетарные показатели страны.
S&P может понизить долгосрочные кредитные рейтинги Казахстана, если в ближайшие два года внешнеэкономическая и фискальная позиции страны ухудшатся в большей степени, чем сейчас ожидается. Рейтинги также могут оказаться под давлением, если агентство придет к выводу о том, что Национальный банк Казахстана отступил от политики гибкого обменного курса и таргетирования инфляции.
S&P может пересмотреть прогноз по рейтингам на «Стабильный», если повышение цен на нефть и предложенные правительством меры в рамках бюджетной и денежно-кредитной политики обусловят снижение давления на бюджетные, внешнеэкономические и монетарные показатели страны.
Автор: Елена Косолапова
Источник: Trend