Авто

Казахстанский автопром станет ближе к потребителям

За последние четыре года отрасль автомобилестроения РК, взявшая старт с нуля, показала стремительный рост, достигнув объема выпуска продукции в 2 млрд долларов. Однако в условиях нестабильности на соседних рынках и падения потребительского спроса автопрому весьма сложно сохранить темпы развития. В качестве мер антикризисной поддержки Правительство выделило отечественному автопроизводству 20 млрд тенге, которые впервые будут направлены на субсидирование ставок автокредитования. О том, как отечественные автопроизводители намерены преодолевать временные трудности в интервью сайту Primeminister.kz рассказал президент Ассоциации казахстанского автобизнеса Андрей Лаврентьев.

 

– Андрей Сергеевич, государство впервые выделило столь серьезные средства на программу стимулирования спроса на автомобили отечественной сборки через банковское кредитование. Какой эффект окажет эта помощь в целом на состоянии отрасли?

– Отмечу сразу, что 20 млрд тенге выделено на реализацию целевой программы, которая будет направлена на кредитование автомобилей казахстанского производства, фактически фондирование. Эта программа позволит распродать технику на хороших условиях, освободиться от затоваривания произведенной продукцией. Мы тоже пошли со своей стороны на выполнение ряда обязательств по сохранению рабочих мест, объему производства, дальнейшему продолжению курса на локализацию. Данная финансовая поддержка в настоящий момент является очень важным беспрецедентным механизмом, который позволит закрутить, так сказать, «оборотный шар». Начало действия программы субсидирования запланировано предположительно на апрель текущего года. Уже в течение первого полугодия мы рассчитываем реализовать через схему субсидирования порядка 30% от объемов производства продукции. Причем больше всего тут выиграет потребитель. Максимальная ставка по автокредиту для физических лиц через банки второго уровня установлена на уровне 6%, максимальная ставка по лизингу для юридических лиц составит 4%. Это беспрецедентные условия, которых в Казахстане еще не было. Льготное автокредитование это на самом деле эффективный инструмент стимулирования покупательского спроса, что видно на примере российского авторынка, где подобные программы действуют уже много лет. Мы ожидаем высокую активность потребителей, как в сегменте легкого автотранспорта, так и коммерческого. Что касается состояния отрасли, что в этом году важно, прежде всего, сохранить планку производства 2014 года, а это порядка 40 тыс автомобилей казахстанской сборки. При благоприятных прогнозах на глобальных рынках с учетом мер поддержки Правительства, возможно, удастся немного поднять долю собственной техники.

Ожидаются ли какие-либо другие меры поддержки отрасли, что находится в процессе отработки?

– Что касается других мер поддержки со стороны Правительства , мы их ожидаем, они еще прорабатываются. Рассматривается, в частности, вопрос по ограничению «серого» импорта автомобилей, которые попадают на территорию республики без разрешений, вне контрактов с заводами-производителями. Будут меры по поддержке экспорта. Казахстанские автопроизводители открывают офисы в России, создают свои представительства, покупают там активы для реализации своей техники. Предполагаем расширять модельный ряд для российского рынка. Это все делается в рамках наших обязательств по выходу на внешние рынки, в рамках реализации наших расчетов на ЕАЭС. То, что происходит с мировым кризисом это ситуационное явление, а стратегически единое экономическое пространство это благо для развития наших отраслей. Экспортную продукцию в России представят внедорожники SUV класса до 20 тыс долларов и легковые автомобили недорого сегмента. В этом году также планируем на заводе  г.Костанай ставить сварочное и лако-красочное оборудование для достижения 30% локализации и выхода на российский рынок. В целом, нам видится более целесообразным использовать этот не очень благоприятный год для мировой экономики для модернизации производства, установки новых линий на заводах, нежели форсировать выпуск продукции.Нам предстоит в ускоренном режиме отрабатывать с производителями вопрос достижения уровней локализации и механизмы партнерства. Как известно, все предприятия, работающие в режиме промышленной сборки, должны достигнуть уровня локализации 30% до середины 2018 года, что минимально включает сварку и окраску, до 2020 года уровень развития компонентной базы  должен составить 50%. Для этого нам необходимо начать производство автокомпонентов в стране, рядом с предприятиями, найти поставщиков запчастей в бизнес-среде. Эта работа исполнимая, но довольно сложная. Если мы не можем найти производство комплектующих в РК, тогда будем вынуждены сами начинать производство крупноузловых деталей, чтобы экономить на логистике.

– Скажите, по Вашему мнению, возможна ли передислокация мировых брендодержателей автопрома на казахстанский рынок в связи с санкциями применительно к РФ? 
– Ряд компаний обратились к нашим партнерам в Казахстане по размещению производства внутри страны. К концу мая мы ожидаем подписание одного из таких контрактов. Те предприятия, которые планировали открыть линии в РФ, теперь с учетом санкций, не могут этого сделать, рассматривают казахстанский рынок. Как минимум, два бренда перейдут к нам в Казахстан.

– Андрей Сергеевич, насколько нам известно, на  стадии выработки решения находится вопрос организации поставок автомашин в Казахстан только через официальных дистрибьюторов, избегая при этом, так называемые, «серые» схемы ввоза. Какой эффект даст эта мера для развития отечественного автопрома? И, насколько, велика емкость «серого» авторынка?

– На долю «серых» автодилеров сегодня приходится около 25% продаж на авторынке Казахстана. Это существенно, учитывая, что поток «серого» импорта просто беспрепятственно хлынул в страну после падения рубля и удешевления российских автомобилей. Основную долю «серого» рынка составляют российские компании, которые не платят налоги, не вкладываются в инфраструктуру, не развивают сервисные инстанции, а просто зарабатывают на наших гражданах. В качестве одной из мер мы, представители Ассоциации казахстанского автобизнеса, предлагаем ввести временное лицензирование. Мы с нашими российскими коллегами говорим о том, чтобы все поставки автомобилей продолжались только через официальные каналы, чтобы избежать обмана потребителей, нарушения торговых знаков. Если наш партнер, к примеру, в России определил здесь официального партнера и дистрибьютора и назвал эту компанию, тогда только эта компания или несколько компаний имеют право реализовывать данный товар на территории нашей республики. Естественно, эта мера защищает наших автомобильных строителей, потому что в таком случае мы работаем в нормальном правовом поле, обеспечивая гарантии на качество автомобилей через официальную дилерскую сеть. Эта мера очень важная, очень своевременная в пользу, прежде всего, развития собственного автомобилестроения, судьба которого решается здесь и сейчас. И однозначно соблюдение этих правил установит цивилизованные отношения в целом для всех участников авторынка. Авторынок стал своего рода барахолкой, куда может прийти любой продавец и за выгодную ему цену купить и продать автомобиль, не неся гарантию, не отвечая за безопасность транспортного средства. Но так не должно быть, поскольку автотранспорт – это средство повышенной опасности, это даже, скажем не фен для волос и не микроволновка, на которое необходимо иметь сертификат безопасности, соответствующие разрешительные документы. Это мировой механизм, все брендодержатели назначают своих дилеров.

– Каким образом предполагается выявлять «серых» дилеров?

– Это достаточно просто. Мы получим от министерства РФ список официальных дистрибьюторов и импортеров, которые назначены заводами – производителями в России, и только они получат право на реализацию продукции этих предприятий.

– Как отразится эта мера на обычных гражданах, приобретающих машины в России для личного пользования?

– Это касается юридических лиц, здесь путать не надо. То есть, для собственных нужд – никаких вопросов нет, пожалуйста, это невозможно ограничить и никто такой вопрос не ставит. Это свободное экономическое пространство. Мы говорим о людях, которые покупают по 100 машин, по 10, по 20, а потом торгуют ими на улице, зарабатывая какой-то доход, и не платят при этом налоги. Вот в чем вопрос. Надеемся, что эта деятельность будет лицензирована. На самом деле этот механизм еще до конца не отработан, ведутся переговоры. Это мировая практика торговли автомобилями. Мы призываем граждан РК тратить деньги там, где мы их зарабатываем, чтобы деньги оставались в стране, в свою очередь средства будут направлены на содержание семьей казахстанских работников, уплату налогов в местный бюджет, финансирование социальной сферы и т.д.. Такой должна быть в моем понятии гражданская позиция каждого человека.

Возможно ли в рамках ЕАЭС установить единую ценовую политику на производимые автомобили?

– Речь идет о том, чтобы те автомобили, которые будут отправляться с РФ, мы покупали в рублях. И сейчас эта работа уже ведется и нами, как бизнесом с поддержкой НПП РК. И вполне вероятно, российские производители автомашин также примут такое решение. Это, конечно же, снизит цены. Мы четко восприняли призыв государства по регулированию цен на автомобили и уже есть определенные факторы по снижению стоимости, а это одна из важных критериев увеличения локализации. Заверяю, что к 2018 году, у нас цены будут серьезно отличаться от тех цен, которые у нас сейчас. Но эта работа ведется на ежегодной основе, у нас есть соответствующий план-график по снижению стоимости с учетом внутренней локализации в Казахстане. Ну и честно говоря, мы уже цены снизили на 20-30%, мы и сейчас продаем в минус. На сегодняшний день выгоднее покупать в автосалонах в РК, а не ездить в Россию, так как сейчас в казахстанских автосалонах можно купить продукцию подешевле, если учитывать затраты на поездку в Россию и риски с которыми встречаются казахстанцы в РФ. Мы как автопроизводители сейчас просто идем на определенные убытки, чтобы поддержать текущий спрос, чтобы это колесо не остановилось, чтобы мы заводы не остановили, а поддерживали выпуск продукции. Но я бы хотел сказать, что все происходящее это временное явление, все встанет на свои места. В целом, мы на пути к реализации достаточно амбициозных планов по развитию собственной автомобильной промышленности. Машиностроение, и автопроизводство  как одно из его направлений, стало одним из приоритетных отраслей  второй пятилетки программы индустриализации. Как показывает опыт  многих других стран, наше Правительство делает справедливую ставку на динамику развития своего автопрома, на его конкурентоспособность. Впервые объем выпуска продукции местных автозаводов в денежном эквиваленте превысил 2 млрд долларов, обеспечив почти 1% от ВВП РК. Это означает, что почти каждый четвертый проданный в стране автомобиль сошел с казахстанских сборочных конвейеров. Традиционно в любой экономике особую ценность имеет мультипликативный эффект автомобилестроения. Могу сказать, что каждый вложенный в автопроизводство доллар инвестиций дает 2,5 долларов дополнительных средств для развития других связанных с ним отраслей, одно рабочее место на автозаводе позволяет открыть 3-11 рабочих мест на смежных предприятиях. И чем выше локализация автопроизводства, тем больший социально-экономический эффект мы получаем, растет добавленная стоимость продукции, растет также загрузка малого бизнеса. В двухлетней перспективе при благоприятной реализации наших планов, автопром обеспечит 3% от ВВП. Автопредприятиям нужна поддержка государства не для того, чтобы удержаться на плаву. Инвестиции необходимы для стратегического развития и «наращивания мускулов» перед основным стартом в рамках существования ЕАЭС.

Источник: primeminister.kz

Статьи по Теме

Кнопка «Наверх»