Бизнес и экономика

Европа рискует потерять туркменский газ

 

Поставки туркменского газа в Европу обсуждаются уже не первый год, однако, похоже, наконец наступил тот момент, когда стороны перейдут от слов к делу, пишет Trend.

 

На этой неделе Ашхабад посетила делегация Еврокомиссии на самом высоком уровне. Практически единственным вопросом, который обсуждался в ходе переговоров, были поставки энергоносителей из Туркменистана. В переговорах также участвовали министры энергетики Азербайджана и Турции, через территорию которых транзитом туркменский газ должен пойти в Европу.

 

По результатам переговоров стороны подписали четырехстороннюю декларацию о развитии сотрудничества в области энергетики. В ней они выступают за “создание благоприятных условий, необходимых для обеспечения надежного, стабильного и долгосрочного международного энергетического сотрудничества, в равной степени учитывающего интересы производителей, транзитеров и потребителей энергии”.

Кроме того, была отмечена “важность равноправного и взаимовыгодного сотрудничества в обеспечении поставок природного газа из Туркменистана в Европу”.

 

Из формулировок цель этой декларации становится абсолютно очевидной. Речь идет не просто об энергетическом сотрудничестве, а непосредственно о поставках туркменского газа в Европу. Для воплощения этих планов в жизнь ЕС, Туркменистан, Азербайджан и Турция договорились создать рабочую группу.

 

По итогам переговоров вице-президент Еврокомиссии по вопросам энергетики Марош Шефчович написал на свой странице в Твиттер, что Туркменистан подтвердил приверженность присоединению к “Южному газовому коридору”, предусматривающему поставки из Каспийского региона в Европу, и что встреча в Ашхабаде является стимулом для продолжения сотрудничества.

 

Вполне объяснимо, почему в Европе засуетились по поводу туркменского газа именно сейчас. ЕС давно говорит о своей заинтересованности в туркменском газе. Однако потребность в нем никогда раньше не была столь острой. На сегодняшний день Европа практически полностью зависит от поставок газа из России. Такое положение всегда не устраивало ЕС. Однако в свете последних геополитических событий, когда поставки газа Газпромом стали использоваться для политического давления, эта зависимость стала совсем тягостной. Европа устала от того, что при любом удобном и не очень случае ее пугают тем, что «отключат газ». Европа устала от того, что зачастую за газ приходится платить не его реальную стоимость, а столько, сколько захочет поставщик. Европа устала, что поставки газа все больше становятся не экономикой, а политикой. Поэтому именно сейчас есть все основания полагать, что ЕС наконец предпримет реальные и решительные шаги, чтобы избавиться от этой газовой зависимости от России.

 

Первый шаг в этом направлении уже сделан. ЕС договорился о поставках газа из Азербайджана. Также уже были заключены контракты на строительство газопроводов TANAP (Трансанатолийский газопровод) и ТАР (Трансадриатический трубопровод), по которым этот газ будет доставлен в Европу. В соответствии с договоренностями, Европа получит азербайджанский газ к 2020 году. Таким образом, у ЕС наконец появится источник поставок газа, альтернативный российскому.

 

Это огромный шаг вперед на пути энергетической безопасности Европы, о чем неоднократно говорили официальные лица европейских стран и Еврокомиссии. Однако объем поставок газа, который Азербайджан готов предложить ЕС, не так велик в сравнении с потребностями Европы. 10 миллиардов кубометров, которые планируется поставлять на первом этапе, хватит только для обеспечения Южной и частично Юго-Восточной Европы. При этом остальные страны ЕС по-прежнему будут сидеть на российской газовой игле.

 

Поэтому очевидно, что ЕС ищет дополнительные источники поставок. И наиболее реальным таким источником является Туркменистан. Газопроводы TANAP и ТАР, которые будут готовы к 2020 году, вполне могут принять газ с туркменских месторождений в дополнение к азербайджанскому газу. Азербайджан и Турция готовы предоставить свою территорию для транзита. Туркменистан имеет достаточные запасы газа и заинтересован в диверсификации его экспорта и выходе на европейский рынок.

 

Единственной проблемой, которую необходимо решить для того, чтобы туркменский газ пришел в Европу, является строительство Транскаспийского трубопровода по дну Каспийского моря, который свяжет Туркменистан с Азербайджаном. Туркменистан и Азербайджан неоднократно выражали заинтересованность в нем и высказывали свое согласие на строительство.

 

Таким образом, вопрос только за ЕС. Европейским странам необходимо решить, нужен ли им газопровод, который принесет им газовую, а в результате и политическую независимость. Причем решение нужно принять как можно быстрее.

 

На туркменский газ много желающих. В Китае, куда сейчас идет основная доля туркменского газа, потребление постоянно только растет. По мнению многих экспертов, Китай готов поглотить весь туркменский газ. И если Европа не поторопится, Туркменистан и Китай могут увеличь объемы контрактов по поставкам газа. В результате, когда Европа опомнится, у Туркменистана просто может не оказаться свободных объемов.

 

Кроме того, туркменский газ может уйти и в другом направлении – на юг по трубопроводу ТАПИ (Туркменистан – Афганистан – Пакистан – Индия). Переговоры по проекту строительства этого трубопровода в последнее время заметно активизировались. В странах, задействованных в этом проекте, он поддерживается и продвигается на самом высоком уровне. Был создан консорциум для реализации этого проекта, и стороны выражают намерение начать строительство этого трубопровода уже в 2015 году. Рынок региона, куда может пойти туркменский газ по этому трубопроводу, огромен. Поэтому, если он будет реализован, Европе, скорее всего, придется попрощаться с мечтами о туркменском газе. По крайней мере, на долгий срок. Возможно, что разработка дополнительных месторождений позволит Туркменистану заполнить своим газом несколько труб. Но для этого потребуются инвестиции в разведку, разработку, исследования, строительство внутренней инфраструктуры и т.д. И кроме того – время на все эти работы. Время, которого у ЕС нет.

 

Поэтому ЕС нужно наконец решить, действительно ли им нужен туркменский газ, о чем неоднократно говорилось, или все это только слова. Времени на раздумье совсем не осталось.

 

Елена Косолапова, обозреватель Trend

 

Источник: Trend

Статьи по Теме

Кнопка «Наверх»