«Слишком большой, чтобы сесть в тюрьму» — банк HSBC и деньги мафии
По обе стороны Атлантики всплыл на поверхность скандал четырехлетней давности. Больше того, из чисто банковского он успел перерасти в сугубо политический. Речь идет о доказанных в свое время обвинениях, что британский банк HSBC занимался отмыванием денег мексиканской наркомафии, и об удавшейся попытке спустить следствие на тормозах. Как пишет Ханна Стаббс в газете The Independent, дело свернули из опасений, что оно нанесет удар по мировой финансовой стабильности.
HSBC обвиняли не только в незаконных финансовых сделках с мексиканскими наркобаронами. Банку также вменялись в вину транзакции в интересах Ирана, Ливии, Бирмы, Судана. Все перечисленные государства находились под действием американских санкций. Банк сумел отделаться рекордным на тот момент штрафом в $1,92 млрд и твердым обещанием привести операции в соответствие с законом. Дело оставалось бы полузабытым, если бы не доклад, увидевший свет в эти дни. Его подготовили в аппарате комитета по финансовым услугам нижней палаты Конгресса США.
Друзья познаются во время скандала
Из доклада становится ясным, что на прокуроров, которые проводили расследование и предлагали возбудить уголовное дело, было оказано сильнейшее давление. В попытках не доводить дело до суда и свести все к досудебной сделке принял живое участие тогдашний министр юстиции Эрик Холдер. На него давили из министерства финансов и, возможно, из Федерального резерва. К американским политикам апеллировали коллеги из Лондона.
HSBC обвиняли не только в незаконных финансовых сделках с мексиканскими наркобаронами. Ему вменялись также в вину транзакции в интересах Ирана, Ливии, Бирмы, Судана
Главным защитником HSBC выступала британская Администрация финансовых услуг (UK Financial Services Authority). А министр финансов Великобритании Джордж Осборн обратился с письмом по этому поводу к Бену Бернанке, который возглавлял тогда ФРС. Осборн сетовал на то, что к HSBC в США отнеслись предвзято.
Окажись то уголовное дело в судебной инстанции, последствия для HSBC могли бы обернуться настоящим кошмаром. Топ-менеджеров, причастных к преступным схемам, ожидали бы тюремные сроки. А самому кредитному учреждению грозили бы не только гигантские штрафы, но и весьма вероятная потеря лицензии на ведение банковской деятельности в Соединенных Штатах. Последнее было бы равносильно банкротству для банка, в котором все операции проводятся в долларах, значительная часть бизнеса приходится на США, а валютные сделки составляют один из главных источников выручки.
В попытках не доводить дело до суда принял живое участие тогдашний министр юстиции Эрик Холдер
В докладе, который подготовлен в Конгрессе США, говорится, что дело было замято не из-за недостатка весомых улик. Их-то как раз собрали достаточно. В Вашингтоне всерьез опасались, что «уголовные обвинения способны привести к глобальному финансовому кризису». В документе сказано также, что именно вмешательство британских властей послужило «препятствием для проведения дальнейшего расследования и повлияло на решение министерства юстиции США не выдвигать обвинений». Другими словами, американские органы правопорядка пошли навстречу стратегическим друзьям. А телефонное право в тот раз сработало не менее четко, чем в любой другой стране.
Следствие с оглядкой на мировые финансы
Газета The USA Today в публикации на эту же тему выделяет другие ключевые моменты доклада.
Возможно, говорится в тексте, HSBC удалось добиться смягчения условий сделки со следствием уже по истечении «дедлайна», установленного министерством юстиции для принятия банком выставленных требований.
Федеральные правоохранительные органы и финансовые власти с «пугающей скоростью» спешили покончить с этим делом и опередить нью-йоркский Департамент финансовых услуг, который собирался начать свое расследование.
В Вашингтоне всерьез опасались, что «уголовные обвинения способны привести к глобальному финансовому кризису»
В министерстве юстиции так торопились, что окончательная сумма штрафа была направлена в HSBC без предварительных консультаций с министерством финансов США. Между тем оно и только оно могло судить об адекватном размере финансовых санкций.
Почетное место в докладе отводится роли министра юстиции Эрика Холдера. На слушаниях в Конгрессе он заявил, что некоторые банки слишком велики. Поэтому в их отношении трудно вести следственные действия. «Мы сталкиваемся с признаками того, что это будет негативно влиять на национальную и, возможно, даже на мировую экономику»,— пожаловался Холдер членам конгресса.
Примечательно, что всего два месяца спустя на слушаниях уже по другому поводу он горячо доказывал прямо обратное. Не существует компаний и физических лиц, которых нельзя было бы привлечь за нарушение закона, говорил Холдер.
Телефонное право в тот раз сработало не менее четко, чем в любой другой стране
Авторы доклада назвали свое сочинение Too Big to Jail («Слишком большой, чтобы посадить в тюрьму»), перефразировав крылатую фразу времен последнего мирового кризиса Too Big to Fail («Слишком большой, чтобы обанкротиться»). В 2008 году речь тоже шла о банках, падение которых могло бы спровоцировать финансовый кризис. Впрочем, в случае с банком Lehman Brothers именно так и произошло. К слову сказать, первым известную кризисную формулу переиначил сам Эрик Холдер, когда давал показания в конгрессе.
Иных уж нет, а те — в отставке
Закулисные герои скандала с американской стороны успели сойти с политической сцены. Бен Бернанке после ФРС с головой погрузился в науку в вашингтонском Brookings Institution, а затем стал советником в хедж-фонде миллиардера Кеннета Гриффина. Эрик Холдер, покинув министерский пост, вернулся в родную юридическую фирму Covington & Burling. Сейчас он прячется от прессы.
Поскольку доклад был подготовлен республиканской частью аппарата, ему не суждено стать официальным документом Палаты представителей. На данный момент это просто острая шпилька для кабинета Обамы и всех демократов в преддверии ноябрьских выборов. Но мало ли скандалов бывает в Вашингтоне. Вот и на это раз поговорят какое-то время и быстро забудут.
Авторы доклада назвали свое сочинение Too Big to Jail («Слишком большой, чтобы посадить в тюрьму»), перефразировав крылатую фразу времен последнего мирового кризиса Too Big to Fail
Конечно, делу может быть дан новый ход с учетом вновь открывшихся обстоятельств, как выражаются юристы. Но такое едва ли случится. HSBC по-прежнему слишком большой, чтобы отправить его за решетку.
Да и за что? За то, что его спасли влиятельные лица двух государств? Так ими двигали общественные интересы, а штрафы банк давно заплатил в полном объеме. Как сформулировал это Питер Карр, представитель министерства юстиции США, расследования в делах подобного рода могут привести «к негативным последствиям для невиновных третьих лиц — рядовых сотрудников, партнеров, инвесторов, держателей пенсионных накоплений и общества в целом». Аминь.
Автор: Сергей Николаев
Источник: Bankir.ru