Бизнес и экономика

На краю инициатив. Как будут раздавать сельхозземли в Казахстане?

 

Расширенное заседание с участием Главы государства Нурсултана Назарбаева пока еще не вошло в историю, но уже в этот же день подарило много надежд сидящим у телевизоров, экранов мониторов да и в главном зале Акорды наверняка дышалось с трудом от волнения. Президент в своей речи нашел много болевых мест казахстанского общества, экономики и сельского хозяйства.

 

В частности он заявил: «Нам нужно начать конкретно приватизацию земель сельхозназначений… устаревшие, неэффективные методы регулирования земельных отношений ограничивают потенциал земли, как фактора производства. Недавно инвентаризация земель показала, что у нас 9 млн. га земель не используется, просто пустует».

 

Рассуждая дальше о безответственности арендатора земли: «выведем из строя все плодородные земли Казахстана. Он выкачает из нее все, что можно выкачать и все», Президент вкратце очертил свой портрет возможного владельца казахстанских сельхозугодий: «…тот, кто умеет работать, имеет профессию, имеет опыт, имеет деньги и технику, и будет извлекать пользу от этой земли… А если он не сможет эту землю использовать по назначению, он лишится этого права».

 

Нурсултан Абишевич слово в слово повторил один важный аспект, о котором мы говорили здесь на сайте ранее, о котором поговорим и в этом тексте: «Пока в развитых странах этот вопрос не решили, рыночная экономика в целом, не пошла. И такая приватизация должна происходить абсолютно прозрачно, чтобы собственниками стали только те, кто действительно может работать на земле. Каждый метр земли должен использоваться рационально, соответственно, с рыночными условиями. Государство должно наладить за этим постоянный мониторинг», – заключил он.

 

Довольно обширный фрагмент программной речи. Президент Назарбаев не выпускает сельское хозяйство из поля зрения, он видит в нем залог безбедного будущего страны. И шутка «вот кончится нефть…» приобретает в свете слов Президента совсем другой, далеко не иронический оттенок.

 

Общемировой вопрос, земля казахстанская

 

«Это общемировой вопрос, земля казахстанская», – так сказал вчера Лидер нации. Действительно, инициатива по приватизации сельхозземель сразу же встала на какие-то псевдопатриотические рельсы. Какие-то не совсем выдержанные люди сразу возопили: не дадим землю-мать, были призывы даже организовать референдум на эту тему. Никто не говорит о серьезности таких восклицаний, но все же – это глас народа.

А на фразу «Если хотите приватизировать наши земли, давайте по-честному разделим. Между 17 млн. населением поровну, тогда и будет по-честному и бесплатно!» так и хочется ответить: да бери ты свой гектар в Западноказахстанской области, там даже обрадуются.

Но лирика, шутки и эмоции должны отступать, когда мы говорим о столь важном вопросе.

 

Портрет землевладельца

 

Итак, Президент назвал основные качества, которыми должен обладать владелец угодий в Казахстане: опытный финансово обеспеченный профессионал, обладающий необходимым инструментарием и багажом знаний для того, чтобы земля не истощилась в процессе использования. Понимая, что это все-таки прямая речь, так и хочется внести одно существенное дополнение, о чем не упомянул Президент: аспект традиционных арендаторов земли («горбатое» определение, но лучше пока не нашел – Авт.), то есть тех, кто работает на этой земле сейчас. Никто не будет сгонять с земли. Это не резонно, хотя бы даже с экономической стороны, к тому же наделы связаны с фермерами юридически. Не будем здесь рассуждать на эту тему, предоставим это право специалистам. Вкратце: условные земельные доли, которыми владели рядовые жители сел, переданы в долгосрочное пользование хозяйствующим субъектам, а те их заложили в банки. Существуют и земли спецфонда, которыми фактически распоряжается местный исполнительный орган (опустим все подробности).

 

Итак, у земли уже есть традиционный арендатор. Да, всем известен печальный опыт 2003 года, когда Закон «О Земле» был сменен Земельным кодексом, а срок, на который предоставляется право долгосрочного землепользования, сократился до 49 лет. Но не думается все же, что нововведениями в земельное законодательство, Правительство задумает снова закрутить гайки и тем самым резать корову, кормящую 2,2 млн. граждан итак, находящихся где-то недалеко от черты бедности – мы про селян.

 

Очень хочется надеяться, что приватизация будет идти от этой пресловутой печки – уже сложившихся на селе отношений. Мир этот и без того не защищен, а экономика порой держится на честном слове. Вопрос, действительно, политический, социальный, общеказахстанский…

 

Не убейте инициативу!

 

В своей речи Елбасы упомянул также и о 9 млн. неиспользуемых га, найденных в результате инвентаризации земель, итоги которой мы все очень ждем. Но, собственно любой желающий, может безо всякой инвентаризации найти эти 9 миллионов. Что я и проделаю сейчас у вас на глазах.

 

Посевные площади, занятые под сельхозкультуры, в 1990 году составляли 35,1 млн. гектаров, в том числе под зерновые – 23,3 миллиона гектаров, под кормовые – 11,0 млн. гектаров. В 2015 году сельхозкультуры планируется разместить на площади 21,5 миллиона гектаров. Площади сева составят 18,5 миллиона гектаров. Зерновые культуры будут размещены на 15,2 миллиона гектаров, в том числе пшеница – на 12,2 миллиона гектаров, кормовые – на 3,7 миллиона гектаров.

 

35,1 минус 21,5 равняется 13,6. Ну вот, даже больше нашел, даже показал, где основная часть: совхозы и колхозы канули в лету, а вместе с ними и скот.

 

Конечно, это всего лишь счет на пальцах – не больше, но доля истины в нем есть. Бизнес, освободившись от плановых задач,  САМ решил, что использовать, что нет. Те, кто живет и работает в зерносеющих регионах, знает, какой учет ведется плодородной земле, что она «не заваляется».

 

Хотя путь, по которому мы идем к частной собственности на землю начинался почти с анекдота. Автор этих строк – свидетель одного из заседаний райадминистрации, на котором «обсуждались» вопросы приватизации, так сказать, без прикрас. А происходило это так: глава администрации, тогда еще только примерявший звание акима, «раздавал» землю. Натурально поднимал каждого из районных начальников и говорил: «Вот тебе 400 гектаров, делай с ними что хочешь!».

 

Вот тут начиналось самое интересное. Половине из чиновников земля была не нужна: в народе, и не только простом, царило чемоданное настроение – кто на фатерланд собирался, кто на матушку-Русь. Но коль уж пока здесь, приходилось брать отмерянные руководством гектары. Понятное дело, земли под каким-нибудь спецхозом, которые засевались по большей степени, согласно плану и не давали в хороший год больше тонны с гектара брать никто не хотел. Стремились урвать кусок пожирнее, с баллом бонитета не меньше 50.

 

Непотопляемый фермер

 

Конечно, была и частная инициатива, и, к счастью, она превалировала. Отступление о «раздаче» земель мы допустили в качестве живой иллюстрации. Вот цифры: «На конец 1990 года число действующих сельзохформирований равнялось 4 918 (из них 2 223 – государственной формы собственности), то на конец 2009 года число сельхозформирований стало 175 636 – из них только 35 с государственной формой собственности, на 1 января 2012 года в Казахстане было зарегистрировано 188 616 сельхозформирований – ТОО, КХ и фермерских хозяйств. В общем объеме земель сельскохозяйственного назначения порядка 1,1 млн. га в ведении юридических лиц государственного сектора. Для сравнения, в руках мелких фермеров – больше 35 млн. га, за товариществами и акционерными обществами закреплено 19, 7 млн. га.

 

Бурный рост предпринимательских инициатив требовал государственного регулирования. В первую очередь законодательные административные меры были направлены против нерадивых хозяев земли.

 

Внесение органических удобрений (тыс. тонн)

Источник: агентство статистики

 

«Крестьянин, работая, на старой технике, внося минимум удобрений, подвергает почву риску» – так звучал лозунг первой половины нулевых. Мелкие КХ пытались скооперировать, убеждали в нерентабельности, силой отнимали земли, однако, рост числа ферм продолжился, и к 2012 году достиг 188 тысяч. И по сей день оставался на этом уровне, хотя всем понятно, что большинство из них – недействующие. Инвентаризация земель надеемся изменят эту статистику.

 

Фермеская прослойка показала наибольшую предприимчивость, когда от нее это требовалось в 90-е. Если на конец 1990-го в Казахстане было зарегистрировано 304 КХ, то на конец 1995-го их число возросло до  30785, к концу 1998-го – до 62475, а в 2004-ом – 148011.

 

Инициативу не сломили пертурбации в законодательстве. С введением в 2003 году Земельного кодекса испарились все надежды фермеров на приватизацию земельных наделов. Напротив, 99-летняя аренда земель сельхозназначения была заменена на 49-летнюю. К тому же последовавший вслед за ним Налоговый кодекс ограничил имущественные права крестьян. Некоторым из них, из числа состоятельных пришлось организовывать юридические лица в своих предприятиях.

 

Почему именно земля?

 

Я уже упоминал (кстати, практически накануне заявления Президента Назарбаева) об исследованиях профессора Еврейского университета в Иерусалиме, на факультете сельского хозяйства Цви Лермана.

 

О чем собственно он говорил? А он больше показывал. Например, вот такие графики.

 

Вал сельскохозяйственной продукции в денежном выражении в постоянных сопоставимых ценах в Казахстане

 

 

 

Производительность земли и производительность труда в Казахстане

 

А вот и собственные наблюдения, по данным статистики.

 

Число прибыльных и убыточных сельскохозяйственных предприятий

(из числа предоставивших отчет)

 

Как видим, до 1998 года в Казахстане наблюдалось обширное падение аграрного производства. Кстати, эти данные, конечно, более мягко подтверждают и таблицы отечественного Комитета статистики. О том же говорится в одном из докладов ПРООН: «В 1999 году, по сравнению с 1998, впервые после многих лет спада, наблюдался рост сельхозпродукции на 28%, в том числе продукции растениеводства на 66%».

 

Что же произошло такого в 1998 году, что остановило регресс и дало новый импульс агробизнесу? Безусловно, мы знаем: 31 марта 1998 года вышел Закон «О крестьянском или фермерском хозяйстве», который признавал гражданами Республики Казахстан на праве частной собственности или на праве временного возмездного землепользования владение земельными участками сельхозназначения. То есть, произошла индивидуализация земель. Нечто аморфное, которое всегда принадлежало родине или партии или еще кому, в какой-то мере закреплено законодательно за конкретным человеком.

 

С большим скрипом, со скандалами и обидами и надувательством этот процесс в Казахстане состоялся и АПК с тех пор ждал планомерный рост. Земля в руках собственника стала приносить прибыль.

 

P.S.Вот собственно и вся мысль, которую хотелось донести сегодня, сейчас – сразу же, как говорится, на полях вчерашнего расширенного заседания Правительства. Да, мы многое обобщили! Фермерство в Казахстане – это три разных типа. Нурлан Тлеубаев, №26 в списке самых влиятельных людей по версии «Forbes Казахстан»  – фермер, и Владимир из Северного Казахстана, который на протяжении четырех лет не может сдать зерно на элеватор – лобби местного холдинга – тоже фермер. По нелепой случайности какая-нибудь Мастура-апа, которая каждый день доит свою корову, и на которую возлагаются надежды по возрождению нацпродукта, – тоже фермер.

 

Всех их коснется приватизация. В какой степени? – Можно только гадать, но нужно и говорить, обсуждать, критиковать и прислушиваться к советам. Хотя бы для того, чтобы не повторить ошибок прошлого, или случившегося совсем недавно… хотя бы у тех же соседей россиян.

 

Автор: Виктор АСЛАНОВ

 

Источник: margin.kz

Статьи по Теме

Кнопка «Наверх»