Европейские валюты за границей еврозоны
Единая европейская валюта евро, конечно, самая распространенная и популярная в Европе. А британский фунт стерлингов и швейцарский франк имеют международный статус и хорошо известны за пределами своих стран. Но в этой части света существует еще несколько интересных и активно использующихся валют, отказываться от которых их «пользователи» не собираются.
Banks.eu изучил независимые европейские валюты и рассказывает, что они из себя представляют и стоит ли задуматься об их покупке, чтобы диверсифицировать свои сбережения.
Привязанные к евро
Несколько европейских валют имеют привязку к евро. Это означает, что их монетарные власти установили определенный курс местной валюты по отношению к евро и поддерживают его в течение неопределенного времени. Такая привязка нужна для стабилизации местной валюты, повышения ее надежности и, в некоторых случаях, для последующего перехода страны на евро. C другой стороны, имея привязку собственной валюты к иностранной, государство не может проводить гибкую валютную политику, устанавливать собственную базовую ставку, сильно отличающуюся от ставки по «якорной» валюте (в данном случае евро).
Режим привязки действует в Болгарии (1,95583 болгарского лева за евро), в Дании (7,46 датских крон за евро), а также в Боснии и Герцеговине (1,95583 конвертируемых марок за евро). Датская крона формально привязана не жестко, допускаются колебания ее курса на 2,25% в обе стороны, но в реальности они никогда не выходят за пределы 0,5% от центрального значения.
Теоретически, любое государство может в любой момент отказаться от привязки своей валюты к чужой. В случае с Данией это сделать формально совсем просто, так как привязка кроны к евро поддерживается относительно рыночными действиями Центрального банка — установлением процентных ставок и покупкой/продажей валюты. Но в реальности рассчитывать на «отвязку» кроны не приходится: для датских финансовых властей это вопрос почти религиозный. Например, в начале 2015 года сложилась тяжелая ситуация: на фоне сложностей с евро надежные датские облигации пользовались очень большим спросом крупных инвесторов, что привело к активным покупкам кроны иностранцами. Заметившие это хедж-фонды решили сыграть против датского ЦБ, активно скупая крону в надежде, что тот не выдержит и поднимет ее курс. Но ЦБ устоял, опустив свою депозитную ставку до минус 0,75% и наводнив рынок деньгами.
«Целевая» привязка к евро (то есть не жесткая, но поддерживаемая в реальности) действует также в Македонии, где ЦБ удерживает курс в 61-62 денара за евро. В чуть меньшей степени привязка к евро относится и к хорватской валюте. Хорватская куна за последние пять лет потеряла примерно 3% по отношению к евро и в конце 2015 года обменивается по курсу примерно 7,55-7,65 куны за евро.
Стоять до последнего
В некоторых случаях национальная валюта не имеет формальной привязки к евро, но местный Центральный банк ясно дает понять, какой обменный курс он намерен защищать. Например, чешская крона с осени 2013 года торгуется в промежутке 27-28 крон за евро, несмотря на то, что евро за это время сильно ослаб, например, по отношению к фунту и швейцарскому франку. У Чехии сильная растущая экономика и здоровая финансовая система, поэтому теоретически крона должна укрепляться по отношению к испытывающему множество проблем евро. Но местный ЦБ, периодически скупая единую валюту на рынке, не пускает курс ниже 27 крон за евро. Дело в том, что экономика Чехии ориентирована на экспорт, причем в основном в страны еврозоны, поэтому стране выгоднее иметь слабеющую или хотя бы стабильную по отношению к евро валюту.
Однако подобные действия Центрального банка вряд ли могут продолжаться бесконечно. Если повезет, евро начнет укрепляться, и реальный рыночный курс достигнет искусственно удерживаемого сейчас уровня. Если нет, то может произойти то же, что случилось со швейцарским франком в начале 2015 года. Банк Швейцарии в течение трех лет сдерживал рост своей валюты к евро, но в конце концов не выдержал и провел моментальную ревальвацию (укрепление): если раньше за евро давали 1,2 франка, то после 14 января — 1,05 франка (а в отдельные моменты и даже меньше 1 франка). В принципе, нечто подобное может произойти и с чешской кроной: уровень 27 крон за евро — не догма, ЦБ в любой момент может передвинуть эту границу на 26 или даже 25 крон либо просто отказаться от сдерживания курса. Но предсказать конкретный момент, когда чешская валюта совершит скачок до объективного рыночного курса, невозможно.
Волатильная нефтекрона
Россия — не единственная европейская страна, у которой курс национальной валюты зависит от цены нефти и газа на мировом рынке. Подобная проблема есть и у Норвегии. Многолетний средний курс норвежской кроны — около 8 за евро, но повышение и понижение нефтяных цен бросает его то в район 7 крон за евро, то до 9,5 крон за евро. С 1992 года норвежская валюта находится в режиме «управляемого плавания», т.е. ее курс в основном определяется рыночными факторами, но Центральный банк может вмешиваться при слишком сильных движениях.
Покупка норвежской кроны с инвестиционными целями имеет смысл при уверенности в будущем повышении цены нефти. При сильном росте нефтяных котировок можно получить доход в 5-10% за несколько месяцев. Но стоит помнить, что на падение цены нефти норвежская крона реагирует сильнее, чем на рост. По состоянию на конец 2015 года, норвежская валюта потеряла за год около 5% и торгуется в районе многолетних минимумов (около 9,5 крон за евро) — и это при том, что сам евро переживает далеко не лучшие времена. Если же учитывать курс не к евро, а к доллару, картина получится еще более впечатляющая: с начала 2015 года крона потеряла около 15%, а за два года — около 30% стоимости. Зато иностранным туристам, страдающим от высоких цен в Норвегии, стало немного легче.
Свой золотой
Крупнейшая экономика Восточной Европы обладает собственной валютой — это польский злотый. Центральный банк Польши имеет возможность гибко реагировать на события в европейской и мировой экономике, самостоятельно устанавливая процентные ставки и регулируя курс национальной валюты. Разумная политика позволила Польше пройти кризис 2008 года без больших потерь, страна даже не вошла в рецессию. Курс злотого уже много лет колеблется в пределах 3,5-4,5 за евро, а после кризиса практически не выходит за еще более узкие рамки 4-4,5 злотого за евро.
Депозитные ставки по вкладам в польской валюте сейчас мало отличаются от ставок по вкладам в евро — крупные банки дают меньше 1% годовых. С другой стороны, в Польше наблюдается отрицательная инфляция, то есть потребительские цены немного снижаются. Правительство и ЦБ стараются с этим бороться, но даже если им удастся вывести инфляцию в положительную зону, она останется крайне низкой.
Польская экономика во многом завязана на экспорт в страны еврозоны и особенно в Германию, поэтому значительное укрепление национальной валюты к евро маловероятно. Кроме того, курс злотого зависит от будущих действий новых польских властей, а они не раз заявляли о намерении проводить «мягкую» денежно-кредитную политику, что обычно ведет к ослаблению валюты. Не зря в конце 2015 года курс злотого приблизился к своим многолетним минимальным значениям относительно евро. Чего точно не произойдет в ближайшие годы — так это перехода Польши на евро. Ни власть, ни народ Польши этого не хотят, поэтому вопрос о присоединении страны к зоне евро отложен как минимум на несколько лет.
Шведские качели
Несмотря на плотные связи с остальными странами Европейского Союза, Швеция не перешла на евро. Более того, в отличие от Чехии или Польши, где этот вопрос формально «в повестке дня» (но реально «замыливается» политиками), Швеция отказалась от евро на национальном референдуме в 2003 году, когда ответ «Нет» получил 55% голосов. С тех пор поддержка евро еще более ослабла: по последним опросам, единую европейскую валюту хотят всего от четверти до трети шведов.
При этом шведская крона не показывает чудеса стабильности. До финансового кризиса курс кроны колебался в пределах 9-9,5 за евро, но события 2009 года привели к резкому падению до 11,5 крон за евро. На фоне европейских долговых проблем в 2012 году валюта укрепилась до 8,2 крон за евро, после чего начался обратный процесс и к 2015 году курс снизился до 9,25-9,50 крон за евро. Такие «качели» интересны трейдерам, но для долгосрочного сбережения капитала они могут представлять опасность. Сложно сказать, какие отдельные факторы могут серьезно влиять на курс шведской кроны. В данном случае, скорее, все зависит от общей ситуации в экономике и международной торговле страны.
Возможности для инвестирования
Если задаться целью диверсифицировать свои вложения по разным валютам, чтобы снизить риск потерь от слабости евро, то имеет смысл присмотреться к чешской кроне. Курс кроны к евро сейчас искусственно занижен, рано или поздно это искажение рыночной ситуации должно быть исправлено. Конечно, может получиться так, что не крона «сдвинется» в сторону евро, а наоборот — евро укрепится до рыночного уровня к кроне, но даже в этом случае возможные потери ограничены. Зато возможный выигрыш от ревальвации кроны к евро может оказаться довольно высоким.
Совершенно точно не стоит рассматривать в качестве инструмента диверсификации болгарский лев, датскую крону, боснийскую марку, македонский денар и хорватскую куну — их курс привязан к евро, а «отвязка» с резкими движениями возможна только в случае очень серьезных потрясений. Норвежская крона сейчас — одна из самых слабых европейских валют из-за низких цен на нефть. Ее укрепление начнется только после разворота на рынке нефти. Наконец, польская и шведская валюты — самостоятельны и откликаются на политику правительств и центральных банков своих стран, поэтому ставка на них — это ставка на рост соответствующей экономики.
Автор: Артем Ейсков