Цифровизация без границ: в чём плюс экосистем и при чём тут банки?
Обзор «побочных» полезных сервисов БВУ РК для казахстанского бизнеса.
Мир стремительно меняется, меняются и успешные бизнес-модели. На смену «примитивной» конкуренции приходят сотрудничество и синергетический эффект, на смену узкопрофильным гигантам — масштабные экосистемы, интегрирующие массу сервисов в единый, гибко подстраивающийся под потребности времени бизнес-организм. Время таких экосистем ещё в 90-х предсказал бизнес-стратег Джеймс Мур, а уже в наши дни аналитики McKinsey прогнозируют, что к 2025 году цифровые бизнес-экосистемы будут генерировать около 60 трлн долл. США, или около 30% мирового пула доходов.
Тенденция объединения различных сервисов в экосистемы характерна и для Казахстана, где уровень цифровизации крайне высок. Мы будем рассматривать эту тему с разных сторон ещё не раз, учитывая мировые тренды и казахстанскую реальность.
Сегодня рассмотрим достаточно узкий сегмент: некоторые банковские сервисы для бизнеса, выходящие за пределы непосредственно банковских услуг для юрлиц. Крупнейшие БВУ РК, работающие с юрлицами, уже не первый год меняют стратегию работы с бизнесом и внедряют дополнительные сервисы для своих клиентов. Если раньше преимуществами были ведение корпоративных счетов онлайн, быстрый перевод денег, приём платежей и выдача быстрых кредитов для предпринимателей, то уже в наши дни интегрируются такие сервисы и услуги, которые значительно облегчают работу предпринимателей, но не имеют непосредственного отношения к работе БВУ.
К примеру, банки помогают своим клиентам в вопросах налоговой отчётности. Так, через системы Halyk Bank (Onlinebank для юрлиц) и Jusan Bank (Jusan Business) можно сдать налоговую отчётность по форме 910 — это форма для ТОО и ИП на «упрощёнке». Кроме того, Halyk Bank, а также Банк ЦентрКредит и Bereke Bank внедрили интеграцию своих сервисов с 1С, а ForteBank — с ОФД. Тем временем Kaspi Bank запустил сервис «Kaspi Касса», который формирует фискальные чеки после приёма оплаты через Kaspi POS, POS-терминалы других банков и наличными, а информацию о них автоматически отправляет в налоговые органы.
Ещё одним «побочным» полезным сервисом, значительно облегчающим работу бизнеса, является возможность проверить партнёрские компании на благонадёжность. Так, Halyk Bank даёт возможность проверить таким образом не только казахстанские, но и российские компании. ForteBank предлагает сервис проверки контрагента. Заметим: в Казахстане есть сторонние сервисы, предлагающие аналогичные услуги, но платно, в то время как банки предоставляют их своим клиентам бесплатно, на собственной онлайн-площадке.
Другой хороший пример интегрированных небанковских сервисов — помощь в работе с тендерами. Такую услугу предлагает только Halyk Bank: для компаний, работающих с тендерами, даются рекомендации по подбору интересных лотов на основе клиентского профиля. Ещё одним подобным сервисом является проверка трудовых соглашений. Onlinebank от Halyk Bank зафиксирует возможную проблему нарушения законодательства, сообщит об этом клиенту и предложит решение (например, провести оплату или оформить недостающие документы).
Это лишь часть возможных интегрированных услуг. В целом крупные БВУ РК регулярно расширяют линейку подобных системных сервисов, не относящихся напрямую к сфере работы БВУ, но повышающих конкурентоспособность и уровень интеграции с госуслугами и прочими полезными для предпринимателей опциями.
Учитывая скорость развития экосистем и перспективы этого направления в РК и в мире, мы ещё вернемся к этой теме и рассмотрим прочие опции как в банковском секторе, так и вне него.