Денежные переводы из России в Центральную Азию могут упасть на четверть
В то время как Центральная Азия начинает ощущать на себе действие западных санкций против России, Всемирный банк опубликовал несколько неутешительных прогнозов. К примеру, денежные переводы мигрантов, от которых зависят многие семьи в регионе, могут упасть в среднем на четверть.
Денежные переводы являются весьма важным источником финансирования в странах Центральной Азии. Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан — одни из крупнейших получателей денежных переводов из России, что делает их особенно чувствительными к изменениям в российской экономике.
Эта зависимость становится особенно явной, если сравнить объёмы денежных переводов с валовым внутренним продуктом упомянутых государств. Согласно Всемирному банку, по итогам 2021 годы объёмы переводов эквивалентны 35% ВВП Таджикистана и 33% ВВП Кыргызстана. Эти два государства входят в пятёрку наиболее зависимых от мигрантов стран мира. Большинство из этих мигрантов едут в Россию на сезонные работы, часто в строительной сфере.
В Узбекистане доля денежных переводов составляет всё ещё довольно весомые 13% от ВВП. В то же время у Казахстана самая небольшая доля — всего 0,2%. Заметим: Всемирный банк не приводит в своем исследовании данные по Туркменистану.
Россия является основным источником денежных переводов в Центральную Азию. Переводы оттуда составляют около двух третей от общего объёма денежных переводов в Кыргызстане и Таджикистане. В Узбекистане и Казахстане этот показатель несколько ниже — 56% и 44% соответственно.
В 2022 году Всемирный банк дважды оценивал прогнозы роста объёма денежных переводов. В первоначальных выводах ожидалось увеличение объёма денежных переводов из России во всех четырёх странах. Прежде всего, в Казахстане — на 7%.
Однако вторжение России в Украину заставило организацию сделать переоценку, согласно которой банк ожидает резкого уменьшения объёма денежных переводов в 2022 году.
Например, в Кыргызстане, где в 2021 году 82% денежных переводов поступили из России, в 2022 году, согласно прогнозу, потоки уменьшатся на 32%. При этом первоначально ожидался рост показателя на 3%. В Таджикистане падение может составить 22%, тогда как ранее прогнозировался рост на 2%.
Узбекистан отправляет в Россию миллионы рабочих мигрантов, но его экономика в меньшей степени зависит от их денежных переводов, по которым Всемирный банк прогнозирует снижение на 21%.
В Казахстане же денежные переводы, направляемые из России, согласно прогнозам Всемирного банка, уменьшатся на 19%. Однако влияние будет не столь ощутимым, с учётом незначительной доли в ВВП.
Если сравнивать войну в Украине с предыдущими внешними потрясениями, то в 2015 году денежные переводы в страны Центральной Азии упали более чем на 25% после аннексии в 2014 году Россией Крыма и вызванных этим санкций.
Пандемия COVID-19 — ещё один случай, демонстрирующий опасность взаимозависимости: закрытие границ и повсеместные локдауны привели к падению денежных переводов в 2020 году на 6%, отмечает Всемирный банк.
Краткосрочные прогнозы денежных переводов в страны ЦА весьма неопределённы и зависят от масштабов войны в Украине и эффективности санкций на исходящие платежи из России. Однако долгосрочные последствия могут быть весьма серьёзными, учитывая тот факт, что нынешний пакет санкций является беспрецедентным.
Впрочем, нельзя не отметить: текущая ситуация разительно отличается от предыдущих кризисов, что не учитывается в оценке Всемирного банка. Скажем, ни один прошлый кризис не сопровождался массовой «релокацией» россиян в РК.
Реальная картина с денежными переводами — по крайней мере, через международные системы денежных переводов — пока показывает не спад, а колоссальный рост показателей: по итогам января–июля текущего года объём отправленных из РК через СДП средств увеличился на 7,1% к аналогичному периоду годом ранее, а объём полученных из-за рубежа — сразу в 2,2 раза. Однако стоит отметить, что эти средства переводят россияне россиянам, или и вовсе РК используется лишь как промежуточный пункт для переотправки средств. Более того, выросли объёмы не только отправки средств в РК и из РК, но и рублёвые переводы внутри Казахстана.
Всё это обусловлено колоссальными ограничениями и давлением, которое испытывает сегодня финансовая система РФ. Здесь и отключение от системы SWIFT крупнейших российских банков, и уход из России международных систем Visa и Mastercard, и миграционный поток россиян в страны ЦА, и в первую очередь в Казахстан. Так или иначе, пока понятно, что РК накроет ещё не одна волна кризиса, но говорить о резком спаде объёма российских переводов не приходится, хотя рядовым казахстанцам текущая ситуация роста рублевых транзакций никакой пользы не принесёт.