Турцию охватывает валютный ажиотаж: Эрдоган хочет как лучше, а получится дефолт?
Национальная валюта Турции упала ниже отметки 17 по отношению к американскому доллару, это произошло впервые с декабря 2021 года, когда валютный кризис в стране достиг своих пиковых значений. Обвалу турецкой лиры способствовал ажиотажный спрос на доллары и евро в местных банках и обменниках со стороны физических лиц и компаний после того, как президент Реджеп Тайип Эрдоган исключил повышение процентных ставок, несмотря на стремительный рост инфляции, передаëт сегодня, 8 июня, Bloomberg.
Лира упала сразу на 2% за последние 24 часа, до уровня 17,1048 за $ 1, увеличив свои потери в текущем году до 23%, что является худшим показателем на развивающихся рынках. Курс лиры неуклонно снижается на фоне настойчивого требования Эрдогана о более низких процентных ставках. Это делает денежно-кредитную политику слишком мягкой, чтобы сдерживать инфляцию, достигшую самых высоких значений с 1998 года, отмечает агентство.
Падение денежной единицы Турции усилилось с начала этой недели, поскольку Эрдоган пообещал не допустить ужесточения денежно-кредитной политики и фактически указал на планы ещë больше снизить ключевую процентную ставку. По словам трейдеров, попросивших Bloomberg не называть их имëн, местные компании в ответ резко активизировали покупки иностранной валюты. В сумме с ажиотажными настроениями среди физических лиц это привело к очередной волне валютного кризиса.
«Комментарии Эрдогана не новы, но с учëтом инфляции в 73% в годовом исчислении его заявления придают ситуации довольно сюрреалистический вид, — констатирует Питер Кинселла, глава отдела валютной стратегии швейцарского банка UBP. — Дальнейшая слабость лиры неизбежна, она будет просто отражать обычные проблемы: неудержимую инфляцию, высокие уровни закредитованности и, как следствие, увеличение дефицита текущего счëта».
Проблема отставания денежно-кредитной политики от инфляции беспокоит Турцию как минимум с середины 2016 года, когда Эрдоган жëстко отбил попытку государственного переворота в стране.
За свои пять последних заседаний Центральный банк удерживал ключевую учëтную ставку на уровне 14%, даже несмотря на то, что рост потребительских цен в мае составил 73,5% в годовом измерении. В результате Турция сейчас имеет самую глубокую в мире отрицательную учëтную ставку с поправкой на инфляцию.
Ещë одним признаком серьëзного беспокойства инвесторов является то, что национальные свопы на дефолт Турции подскочили до самого высокого уровня с 2008 года.