Финансовая и цифровая грамотность казахстанцев планомерно растёт
Рост цифровой и финансовой грамотности населения РК играет огромную роль в период ускоренного глобального технологического развития. Успехи в этой сфере напрямую влияют на развитие человеческого капитала и уровня жизни населения в целом.
Согласно отчёту «Уровень финансовой грамотности в СНГ в 2021 году», подготовленному ОЭСР, взрослое население Казахстана продемонстрировало результаты выше среднего по таким показателям, как финансовая грамотность, финансовые знания и поведение, а также финансовое благополучие. Респонденты показали умеренную уверенность в собственных финансовых знаниях: высоко их оценили 22%, что немного больше, чем в среднем по СНГ (19%).Также, если сравнивать со странами СНГ, Казахстан лидирует по таким показателям, как хранение денег в финансовых учреждениях, а именно на сберегательных счетах — 30% (среднее по СНГ — 13%), — и в срочных депозитах — 7% (среднее по СНГ — 3%). Во многих отношениях уровень финансовой грамотности граждан Казахстана и их опыт решения финансовых вопросов соответствуют общей картине в СНГ.
В то же время Казахстану есть к чему стремиться: по сравнению с другими странами СНГ по общему уровню финансовой грамотности (который включал оценку трёх компонентов: финансовых знаний, финансового поведения, отношения к финансам), Казахстан занял 3-е место после Беларуси и Узбекистана. При этом по баллам за финансовые знания Казахстан занял 2-е место среди стран СНГ (после Беларуси), тогда как Узбекистан — лишь 4-е место. Зато по показателям «финансовое поведение» и «отношение к финансам» Узбекистан занял 1-е место среди всех стран СНГ, тогда как Казахстан по баллам за финансовое поведение оказался на 2-й строчке, за отношение к финансам — лишь на 7-й. Беларусь, в свою очередь, заняла 4-е и 3-е места соответственно.
Оценка финансовых знаний включала вопросы, связанные с финансовыми концепциями: инфляцией, простыми и накопленными процентами, рисками, диверсификацией рисков. Оценка финансового поведения в части навыков планирования включала ряд вопросов, помогающих понять, занимаются ли респонденты активным накоплением, заимствуют ли они средства в случае нехватки, ставят ли для себя долгосрочные финансовые цели; в части обдуманных покупок — искали ли респонденты независимые источники информации или обращались за советом при обдумывании покупки (финансовых продуктов и услуг), делали ли они выбор из нескольких рассмотренных вариантов, изучали ли при этом рынок; в части контроля финансов — контролировали ли респонденты свои финансовые вопросы, платили ли по счетам вовремя, и т.д. Оценка отношения к финансам производилась по вопросам, характеризующим положительное отношение к долгосрочной перспективе и накоплению средств. Чем выше склонность к краткосрочной перспективе, то есть предпочтению «жить сегодняшним днём» и тратить деньги, тем ниже выставлялись баллы.
В мире проблеме также уделяют немало внимания. Так, в начале мая текущего года в Таллинне (Эстония) подвели итоги конкурса на получение награды Good Practice Award for Europe 2022 от Международной ассоциации социального обеспечения (МАСО). Всего в рамках конкурса 2022 года было подано 96 заявок от 32 организаций — членов МАСО из 20 стран европейского региона.
Одним из лауреатов конкурса стал казахстанский Единый накопительный пенсионный фонд (ЕНПФ), получивший почётную грамоту с особым отличием за реализацию Корпоративной стратегии на 2017–2021 годы, а именно за успехи в деле расширения охвата накопительной пенсионной системой за счет обеспечения равного доступа, внедрения современных информационно-коммуникационных технологий и повышения финансовой грамотности населения.
Стратегия развития ЕНПФ на 2017–2021 годы была направлена на расширение охвата и повышение финансовой грамотности населения за счёт роста качества сервиса и диверсификации каналов обслуживания. Одно из ключевых направлений — обеспечение равного доступа участников к пенсионным услугам через развитие прямого, электронного и удаленного форматов обслуживания. Быстрый рост и популяризация электронных услуг позволили сократить операционные расходы ЕНПФ. Количество отделений сократилось с 231 до 176 офисов, штатная численность уменьшилась на 35%. Отметим: вкладчики получают в удобном электронном формате уже свыше 93% услуг ЕНПФ.
Кроме того, для дальнейшего улучшения показателей в стране утверждена Концепция повышения финансовой грамотности на 2020–2024 годы.
Также в стране наблюдается положительная динамика уровня финансовой грамотности населения как согласно внутренним ежегодным социологическим исследованиям, которые проводятся по заказу, так и согласно методике Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка.
Так, индекс финансовой грамотности граждан Казахстана в 2021 году составил 39,52%, увеличившись на 0,45 пункта по сравнению с предыдущим годом (в 2020 году — 39,07%).
Наиболее высокий уровень был достигнут в сегменте «управление собственными финансовыми средствами» — 42,57%.
В целом в стране отличные показатели цифровой грамотности. Согласно исследованию БНС АСПиР РК, уровень цифровой грамотности населения Казахстана неуклонно растёт. Так, доля респондентов в возрасте 6–74 лет, владеющих навыками использования цифровых устройств и интернета, в 2021 году достигла 87,3%. При этом в 2020 году их доля составляла 84,1%, в 2019-м — 82,1%, в 2018-м — 79,6%.
В региональном разрезе наибольший уровень цифровой грамотности населения наблюдался в столице (94,7%), Алматы (91,5%) и Алматинской области (91%).