Иран и последствия отмены санкций
После отмены санкций уже в 2016-2017 годах Иран сможет внести положительный вклад в рост экономики всего региона, считает главный экономист компании Saxo Bank Стин Якобсен.
“Иранская пословица гласит “Утопающего дождь не пугает”. Эта пословица в нескольких словах объясняет, почему Иран и США с почти отчаянным рвением хотели и хотят договориться об отмене санкций. Что касается Ирана, то жесткие санкции, которые действуют с 2012 года, наносят ущерб экономике и способствуют тому, что роль этой страны в регионе становится все менее и менее заметной. Что касается США, то они всеми силами стараются сформулировать последовательную стратегию действий на Ближнем Востоке, которая учитывала бы их “особые” отношения с Израилем, Саудовской Аравией, всеми странами Персидского залива и Ираном, и поэтому им необходимо снова вывести Иран на сцену и путем восстановления дипломатических и коммерческих связей сохранить за ним роль гаранта стабильности”, – сказал он.
По мнению экономиста, эту сделку можно интерпретировать на множестве разных уровней, но в коммерческом отношении на первом месте стоит перспектива поставок нефти.
Отрицательное влияние сделки: снижение цен на нефть
По данным Международного энергетического агентства (МЭА), в июле 2015 года Иран добывал по 2,87 миллиона баррелей нефти в сутки. По самым оптимистичным прогнозам, ко второму кварталу 2016 года уровень добычи повысится на 500-700 тысяч баррелей и достигнет 3,4-3,6 миллиона баррелей в сутки. Появившаяся внезапно перспектива дополнительных поставок из Ирана привела к падению цен на нефть ниже 40 долларов с последующим отскоком вверх.
“Оборонительная позиция нефтяного рынка объясняется не только потенциальными дополнительными поставками нефти из Ирана, но и тем, что нефтяная промышленность США продолжает производить на 700 000−1 000 000 баррелей в сутки больше, чем в прошлом году, а в плавучих хранилищах содержится 222 миллиона баррелей нефти. Если привязать эти данные к контексту, то, по данным МЭА, в 2015 году суточный объем мировой добычи составляет 95 миллионов баррелей, а в ближайшие два года он увеличится еще на два миллиона”, – сказал Якобсен.
Как отметил представитель Saxo Bank, низкие цены на нефть приведут к снижению активности и заставят правительства принять меры для перераспределения инвестиций и рабочих мест из нефтяного сектора. Таким образом, дешевая нефть вынудит правительства произвести те изменения, которые надо было бы произвести давно.
“Эксперты Saxo Bank ожидают, что спрос на нефть предположительно увеличится, как и прогнозирует МЭА, на два миллиона баррелей в сутки, может быть, даже чуть больше. Мы положительно оцениваем перспективы мирового спроса, предполагая, что своих нижних значений нефть достигнет до первого квартала 2016 года. Если опираться на данные прогноза, то предполагается, что к тому времени, как Иран начнет увеличивать поставки нефти на экспорт, аппетит участников рынка также повысится. Таким образом, я прогнозирую, что в оставшийся период года средняя цена на нефть будет составлять 50 долларов за баррель, а в следующем году — 55-60 долларов за баррель, то есть сейчас и в ближайшие три месяца ситуация будет самая неблагоприятная”, – отметил эксперт.
Положительное влияние: капитальные расходы со стороны Ирана и туризм
По мнению экономиста, к тому времени, как Иран выполнит все условия сделки, наступит второй квартал 2016 года. Более того, отмена санкций не означает, что Иран в первый же день наводнит мировой рынок нефтью, потому что доступ страны к капиталу, а значит, и к инвестициям был ограничен в течение долгого времени.
“По оценкам правительства Ирана, в период до 2020 года нефтегазовой промышленности необходим новый приток инвестиций на сумму 200 миллиардов долларов. Дополнительным подспорьем в капитальных расходах станет разморозка активов на сумму 100 миллиардов долларов, которые, вероятнее всего, пойдут на инвестиции в инфраструктуру и нефтегазовый сектор. Это означает, что Иран станет чистым потребителем нефтесервисных услуг и оборудования в регионе”, – считает он.
Якобсен добавил, что, помимо этого, иранцы постепенно начнут путешествовать, как это было с Китаем и странами Восточной Европы, что будет способствовать увеличению потока туристов в страны Персидского залива. Если добавить к этому тот факт, что согласно экономической теории, свободная торговля и открытые границы способствуют приросту экономики, то отмена санкций сулит большие перспективы.
По его мнению, как сделка с Ираном изменит коммерческий ландшафт на территории стран Персидского залива в ближайшие несколько лет, зависит от выбранного пути.
“Если Иран выполнит все условия, возьмет курс на нормализацию и откроет свои границы, то это сделка значительно улучшит положение в регионе. Большая открытость, разрушение барьеров, увеличение влияния и расширение коммерческих связей — все это создаст более благоприятную атмосферу не только для иранцев, но и для всего региона. Как показывает история, чем активнее межгосударственная торговля, тем богаче страны. Кроме того, нужно учитывать тот факт, что сделка высвободит спрос на иностранные товары и услуги со стороны 77 миллионов иранцев, а это значит, что Иран может внести положительный вклад в рост экономики всего региона в 2016-2017 годах”, – сказал экономист.
Тем не менее он отметил, что, с другой стороны, если ситуация будет представлять собой движение по принципу “один шаг вперед, два назад”, то положение Ирана и всего региона ухудшится как в экономическом отношении, так и с точки зрения стабильности.
“Наличие плана, программы действий — это лучше, чем когда плана нет. Даже если план несовершенен, это шаг в правильном направлении. Иран и весь регион могли бы использовать свои источники энергии и ресурсы, чтобы извлечь выгоду из положительных изменений, которые начинали зарождаться в их экономиках в 1960-х годах. Другими словами, регион не тонет. Его просто обильно поливают дожди, и будем надеяться, что они хорошо увлажнят почву, а она затем принесет большой урожай. Я думаю, что так и будет”, – заключил Якобсен.
Источник: Trend