Россия столкнется с серьезной конкуренцией на европейском газовом рынке – эксперт
Конкуренция на европейском газовом рынке очень сильно растет, что может создать определенные проблемы для “Газпрома”, считает директор Центра изучения мировых энергетических рынков Института энергетических исследований Российской академии наук Вячеслав Кулагин. Об этом он сказал в эксклюзивном интервью Trend.
Эксперт напомнил, что за 2014 год поставки российского газа в Европу несколько снизились.
Однако, по его мнению, в этом году поставки газа в Европу будут несколько выше, чем в предыдущем, и в ближайшие пять лет объемы поставок газа из России будут стабильны.
“Нет оснований для серьезного роста, но оснований для сильного падения тоже нет. Возможности по замещению российского газа достаточно ограничены. И если оно даже состоится, то приведет к увеличению цен закупаемого газа, и это не так привлекательно для наших европейских партнеров. Поэтому мы ожидаем стабилизации поставок на рынок”, – сказал Кулагин.
По его словам, азербайджанский газ найдет свое место на рынке Европы. Однако учитывая, что его объемы не так велики, азербайджанский газ не сможет вытеснить с европейского рынка российский.
Что касается возможности поставок газа в Европу из Туркменистана и Ирана, то, по мнению Кулагина, в краткосрочной и среднесрочной перспективе они остаются под большим вопросом.
“С поставками туркменского газа есть два ключевых вопроса. Во-первых, каким способом он пойдет… И второй вопрос – это наличие свободного газа у Туркменистана”, – сказал эксперт.
По словам Кулагина, строительству Транскаспийского газопровода, который мог бы доставить газ из Туркменистана в Азербайджан, откуда он мог бы дальше пойти по строящейся инфраструктуре Южного газового коридора, мешает нерешенный вопрос статуса Каспия, и в такой ситуации построить трубопровод без согласования со всеми странами будет невозможно.
Кроме того, эксперт напомнил, что Туркменистан уже подписал договора на очень серьезные объемы поставок газа, в частности в восточном направлении, которые необходимо выполнять.
“Поэтому у многих есть сомнения относительно того, что в наличии появятся свободные объемы газа для поставок в Европу”, – сказал Кулагин.
Что касается Ирана, то, по словам эксперта, у него есть серьезный потенциал, но он будет способен сыграть очень серьезную роль на газовом рынке только после 2025 года. Однако у Ирана нет технологий для того, чтобы реализовывать все проекты по добыче газа, а учитывая имеющийся в стране инвестиционный климат, приход туда иностранных инвесторов остается под вопросом.
“В ближайшие 10 лет мы не видим перспектив выхода серьезных объемов иранского газа на европейский рынок”, – сказал Кулагин.
В то же время, по словам эксперта, на европейский рынок в ближайшие годы вполне может прийти американский СПГ в солидных объемах. Но насколько он сможет конкурировать с российским газом и в каких странах, зависит от его цены, сказал эксперт.
Что касается спроса на газ в Европе, то, по словам Кулагина, ожидается, что в ближайшее время он стабилизируется.
«Во-первых, ожидается, что существующий ценовой дисбаланс между газом и углем будет нивелирован. Это наблюдается уже сейчас. И соответственно газ сможет занять лучшие позиции на европейском рынке электроэнергии, чем это было ранее», – сказал эксперт.
Кроме того, по словам Кулагина, у газовиков есть большие надежды на меры по ограничению выброса на крупных электростанциях, что приведет к росту спроса на газ.
При этом продолжит сокращаться собственная добыча газа в Европе, хотя уже значительно меньшими темпами, чем это было в предыдущие 10-15 лет.
В то же время, учитывая растущую конкуренцию на европейском газовом рынке и появление на нем новых игроков, дополнительный российский газ Европе вряд ли будет нужен. Поэтому если транзит газа через Украину не прекратится в 2019 году, как планировалось раньше, в строительстве новых мощностей, таких как газопровод “Турецкий поток”, не будет необходимости. Однако если риск с транзитом будет, то поставки по другим маршрутам будут необходимы, так как через Украину поставляются достаточно крупные объемы газа.
По словам Кулагина, сейчас нет очевидного ответа, возможно ли загрузить “Турецкий поток” в случае его строительства так, как планировалось изначально – на 66 миллиардов кубометров.
“И тут вопрос даже не в Украине, а в том, что пока на европейской территории не создана необходимая инфраструктура, которая бы позволила поставить этот газ от границы ЕС дальше вглубь региона”, – сказал он.
По словам эксперта, по этой причине “Газпром” принял решение, что на начальном этапе будет построена только одна ветка “Турецкого потока”, которая в основном рассчитана на турецкое потребление, а не на поставки в Европу, а не четыре, как планировалось, а судьба последующих веток будет зависеть от того, что будет со спросом и инфраструктурой в Европе.
“Оставшиеся три ветки – вопрос дальнейших переговоров и решений, которые будут приниматься с учетом анализа рынка и соглашений с европейскими странами, которые удастся или не удастся достигнуть”, – сказал Кулагин.
Эксперт отметил, что строительство одной ветки с экономической точки зрения не очень выгодно, потому что чем больше мощность, тем ниже затраты на единицу поставляемой продукции.
“Т.е. если бы проект рассматривался с нуля, то был бы большой вопрос, стоит ли строить одну ветку. Однако сейчас в ситуации, когда уже создана инфраструктура на российской территории, закуплены трубы, проделано много работы и потрачено много денег, строительство хотя бы одной ветки может быть определенным выходом из ситуации, который позволит эти инвестиционные средства не потерять… Поэтому наиболее вероятно, что одна ветка все же будет построена, а решение по поводу остальных веток будет приниматься в зависимости от ситуации в последующие годы”, – сказал Кулагин.
Что касается возможности отказа от транзита российского через Украину, то, по мнению эксперта, вряд ли к 2019 году это будет возможно в полной мере, несмотря на желание российской стороны. По его словам, отказаться от транзита газа через Украину к 2019 году можно будет только при снижении поставок российского газа в Европу в результате низкого спроса на газ в регионе и налаживания альтернативных источников поставок.
“В этой ситуации при загрузке всех других мощностей на максимум обнулить мощности украинских труб будет возможно. Но если спрос будет находиться на нормальном ожидаемом уровне, то без дополнительных транспортных мощностей у России нет возможностей отказаться от транзита через Украину… Наиболее вероятна ситуация, когда к 2019 году вряд ли будут построены какие-то замещающие мощности, но по максимуму будут загружены все существующие. Необходимость в украинском транзите останется, но будет достаточно небольшой. Она будет в 5-6 раз меньше, чем те объемы, которые были еще несколько лет назад и сегодня. Украинские трубы будут в большей степени пустыми”, – сказал Кулагин.
Автор: Елена Косолапова. Редактор: Ирина Парфёнова
Источник: Trend