К 2025 года уровень теневой экономики будет снижен до 20% к ВВП — Р. Даленов
На заседании Правительства под председательством Премьер-Министра министр национальной экономики Руслан Даленов доложил о проводимой работе по снижению теневой экономики. Об этом со ссылкой на официальный информационный ресурс Премьер-Министра Республики Казахстан передает портал Etoday.kz.
Как отметил Р. Даленов, формализация ненаблюдаемой части экономики является дополнительным резервом для ее роста.
«Существует устойчивая обратная зависимость между уровнем теневой экономики и экономическим благосостоянием. Чем ниже уровень ненаблюдаемой экономики, тем выше экономический рост», — подчеркнул министр.
По данным Международного валютного фонда, в странах ОЭСР средний уровень ненаблюдаемой экономики составляет 15%. При этом валовый внутренний продукт на душу населения составляет $46 тыс. по паритету покупательской способности. Поэтому реализация мер по снижению теневой экономики и стимулирование вовлечения ненаблюдаемой деятельности в легальный оборот является важным резервом экономического роста.
Международный опыт показывает, что универсальными мерами являются упрощение налоговых и административных процедур, цифровизация и синхронизация информационных систем, обеспечение условий исполнения законов. Это положительно отражается на повышении качества экономики, улучшении условий ведения бизнеса, справедливом распределении ресурсов и укреплении бюджета.
Таким образом, согласно международному опыту, эффективным инструментом снижения уровня неформальной экономики является упрощение процедур и создание среды, невыгодной для теневых оборотов. В этой связи проводится активная работа по следующим направлениям. Это — налоговые стимулы, совершенствование учета, цифровизация и упрощение процедур для бизнеса.
В сфере налогообложения приняты меры по стимулированию прозрачности учета доходов, совершенствованию специальных налоговых режимов, упрощению налогового администрирования.
Меры по стимулированию прозрачности учета доходов
С учетом обсуждения с бизнесом в 2019-2020 годах было внедрено применение онлайн кассовых машин. При этом предоставлен стимул для облегчения покупки онлайн кассовых машин — стоимость вычитается из суммы налогов. Таким образом, компенсируются расходы.
Для легализации безналичных оборотов в расчет порога по регистрации налога на добавленную стоимость не включаются безналичные платежи.
Кроме того, была снижена ставка с 2% до 1% для безналичных оборотов в торговле для предпринимателей, применяющих специальный налоговый режим по патенту. В результате в 2019 году объем безналичных платежей увеличился в 2,4 раза.
Меры по совершенствованию специальных налоговых режимов
Расширены критерии применения режимов для малого и среднего бизнеса. Сфера торговли переведена в режим по упрощенной декларации. Введен новый режим фиксированного вычета.
При этом за последние 2 года количество предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, увеличилось на 20% и достигло 1,2 млн плательщиков.
Меры по упрощению налогового администрирования
Для удобства регистрации, уплаты платежей был введен единый совокупный платеж. Сокращен срок исковой давности для МСБ (с 5 до 3 лет). Кроме того, при первом правонарушении, штраф заменен на предупреждение. Запрещены плановые проверки в первый год после регистрации предпринимателя.
Для сокращения налоговых проверок введен горизонтальный мониторинг по принципу: отчетность вместо проверок. Предусмотрен ускоренный возврат НДС через специальный контрольный счет. Все эти меры способствовали улучшению на 30% показателя времени, затраченного на сдачу отчетности.
В рамках планируемых мер налогового стимулирования, Министерством рассматривается вопрос упрощения уплаты платежей из фонда оплаты труда через единый платежный документ. Предлагается преддекларирование отчетности, т. е. налоговые органы будут помогать налогоплательщикам заполнять декларацию. При этом информация будет браться из баз данных информационных систем государственных органов.
Прорабатывается введение принципа «должной осмотрительности». У бизнеса появится инструмент, благодаря которому налогоплательщик может убедиться в правильности заключения сделок. Это защитит бизнес от недобросовестных контрагентов – «лжепредпринимателей».
Также предлагается отмена бухгалтерского учета и упрощение налогового учета индивидуальных предпринимателей. Это будет касаться специальных налоговых режимов.
Для цифровизировавших свой учет налогоплательщиков предлагается снижение степени риска для проверки. Проведена работа по совершенствованию учета. Это упрощение процесса сдачи статической отчетности и совершенствование методики оценки ненаблюдаемой экономики.
Cтатистическая отчетность
Снижено количество статистических форм на 21% (со 181 в 2013 году до 143 в 2019 году). Оптимизированы формы отчетности, время заполнения сокращено на 15%. Все отчеты для крупных и средних предприятий переведены на электронный формат. Для малых предприятий половина отчетов может сдаваться в электронном виде.
Усовершенствована методика оценки ненаблюдаемой экономики. Старая методика была основана на статистике совершенных правонарушений. Новая методика базируется на трех основных принципах. Это международные стандарты, использование отчетности по финансовой хозяйственной деятельности, а также экономической оценке в разрезе отраслей.
Таким образом, новая методика позволяет оценивать потенциал формализации отраслей и экономики в целом.
Меры по цифровизации
Реализуется проект «SMART BRIDGE». Упрощен процесс взаимодействия между системами госорганов и частным бизнесом. Проводится интеграция информационных систем государственных органов. На сегодня реализовано 344 интеграций информационных систем госорганов. До конца года планируется полная интеграция.
Автоматизируются государственные услуги. Сроки оказания услуг сокращены в 3 раза. Задачей до конца текущего года является 100 процентная интеграция информационных систем государственных органов и оказание не менее 90% государственных услуг онлайн.
Проведена работа по сокращению административных барьеров и процедур. В целом, проводимые на системной основе с 2014 года законодательные реформы позволили создать благоприятные условия по упрощению входа на рынок, совершенствованию регуляторной среды, снятию административных барьеров и упрощению процедур.
Для упрощения входа на рынок вдвое сокращено количество лицензий и разрешений, упрощена регистрация предприятий, введено онлайн открытие текущего счета банка.
Совершенствование регуляторной среды
Введен запрет на введение затратных для бизнеса норм без общественных обсуждений, сокращены вдвое основания для проведения внеплановых проверок бизнеса, введено саморегулирование.
Снятие административных барьеров и упрощение процедур
Отменены регистрационный сбор для субъектов малого и среднего бизнеса, требование о наличии печати, а также необходимость оформления технического паспорта при регистрации новых объектов строительства.
Исключены ряд документов и экспертиз по технически несложным объектам, сокращены процедуры при подключении к электросетям, вводится принцип «единое окно» при выдаче земельных участков.
Переведены в электронный формат регистрация сделок купли-продажи, подача заявления на выдачу технических условий и вручение искового заявления. По дальнейшему сокращению административных барьеров и упрощение процедур планируется принять следующие меры.
В целях сокращения избыточных требований предлагается внедрить механизм отмены либо приостановления неэффективных актов государственных органов по жалобе предпринимателей и бизнес-ассоциаций, то есть решения, мешающие бизнесу, могут быть быстро отменены и исправлены.
Введение принципа «одно регулирование вместо двух»
Это предполагает введение нового регуляторного инструмента взамен двух действующих. Тем самым снизится регуляторная нагрузка на бизнес. Планируется оптимизация лицензий и разрешений.
Снижение нагрузки от контроля и надзора
Будет обеспечен переход на «диагностику предприятий» как альтернатива плановым проверкам. Такая диагностика бизнеса будет проводиться без привлечения к ответственности и позволит сократить плановые проверки.
В рамках цифровизации услуг предлагается обеспечить полный охват всех услуг для бизнеса в электронной форме.
Будет продолжена работа по повышению доступности финансирования бизнеса и совершенствованию мер государственной поддержки.
«В целом, все вышеуказанные меры направлены на снижение уровня неформальной экономики к 2025 году до 20%. Данный показатель закреплен в Стратегическом плане развития Казахстана до 2025 года. Реализация озвученных мер положительно отразится на устойчивости экономики, сбалансированности бюджета, конкурентоспособности бизнеса», — сказал в завершение Р. Даленов.
Источник: Etoday.kz