Финансы

МВФ советует Узбекистану улучшить доступность макроэкономических данных

Фото: МВФ

 

31 августа Исполнительный совет Международного валютного фонда завершил ежегодные консультации с Республикой Узбекистан в соответствии со Статьей IV Соглашения МВФ. Оценка исполнительного совета опубликована на сайте МВФ (PDF).

 

«Экономика страны сохраняет устойчивость в трудной внешнеэкономической ситуации, характеризующейся слабостью экономической активности в еврозоне и России и низкими ценами на энергоресурсы, — отмечается в документе. — После высоких темпов роста в 2014 году, составивших 8,1%, в первом квартале 2015 года реальный ВВП увеличился на 7,5%. До настоящего момента активные государственные инвестиции защитили страну от замедления, которое испытывают другие страны региона.

 

Внешнеэкономическое положение страны продолжает оставаться прочным, а инфляция в период до конца апреля 2015 года уменьшилась до примерно 9% вследствие меньшего, чем ожидалось, повышения регулируемых цен».

 

В то же время, трудная внешняя среда и особенно снижение мировых цен на нефть и газ, а также влияние замедления экономического роста в странах — основных торговых партнерах Узбекистана, воздействуют на внешнеэкономический сектор страны. Показательно, что негативное воздействие испытали экспорт газа и продукции машиностроения.

 

«Денежные переводы из России снизились на 14% и 45% в 2014 году и в первом квартале 2015 года соответственно по сравнению с соответствующими периодами предыдущего года. Официальные органы продолжали следовать своей политике постепенной девальвации номинального курса сума, которая происходила более медленными темпами, чем в большинстве основных стран — партнеров Узбекистана по торговле», — отмечается в оценке.

«Налогово-бюджетная политика остается осмотрительной, в то время как денежно-кредитная политика является адаптивной.

 

По результатам исполнения бюджета в 2014 году получен профицит (0,3% ВВП) за счет более высоких, чем прогнозировалось, поступлений от акцизов и мер по рационализации текущих расходов. При этом профицит расширенного бюджета, включающего Фонд реконструкции и развития, уменьшился до 1,6% ВВП вследствие снижения поступлений от биржевых товаров. В бюджете на 2015 год заложен дефицит в размере 1% ВВП, однако по результатам исполнения бюджета в период до конца первого квартала 2015 года получено нулевое сальдо, вследствие того, что бюджетные расходы оказались ниже, чем заложено в бюджете», — подчеркивается в документе.

 

Что касается денежно-кредитной политики, Центральный банк Узбекистана снизил в январе свою ключевую ставку (ставку рефинансирования) до 9%. За период до конца марта рост резервных денег и широкой денежной массы имел чуть более высокие темпы, чем предусмотрено годовыми целевыми показателями.

 

«Исполнительные директора [МВФ] приветствовали высокие показатели экономического роста Узбекистана в последние годы и осмотрительную макроэкономическую политику властей, которые обеспечили здоровую сбалансированность бюджета, высокие внешние резервы и низкий уровень государственного долга. Однако риски, возникающие из-за слабой внешней среды и низких цен на энергоносители и биржевые товары, требуют бдительности властей и соответствующей макроэкономической политики. Постоянные и решительные усилия необходимы также дляпродвижения к более диверсифицированной экономике с ведущей ролью частного сектора, которая может генерировать производительные рабочие места и обеспечивать инклюзивный рост», — говорится в оценке Исполнительного совета МВФ.

 

Фонд поддерживает смягчение налогово-бюджетной политики в краткосрочной перспективе и обеспечение устойчивости в среднесрочной перспективе. В этой связи осуществление утвержденных расходов и направление сверхплановых поступлений в сферу социальной защиты и на расходы по поддержке малоимущих будут способствовать поддержанию экономического роста.

Оценивая долгосрочные перспективы, в МВФ приветствовали недавно принятую официальными органами новую программу модернизации отраслей промышленности. Директора подчеркнули важность обеспечения высокого качества расходов за счет устранения ограничений по освоению средств и применения эффективных политик в сфере оценки проектов и проведения закупок. Они также рекомендовали создать надежные среднесрочные основы бюджета для более качественного управления поступлениями от природных ресурсов и государственной программой инвестиций.

 

Официальным органам Узбекистана настоятельно рекомендовано «при необходимости быть готовым к ужесточению денежно-кредитной политики для сдерживания инфляционного давления». В целях снижения уровня инфляции до устойчивого однозначного значения, в МВФ считают важным «совершенствовать основы денежно-кредитной политики и добиться их большей согласованности с целевыми показателями денежно-кредитных агрегатов, а также регулировать избыточную ликвидность в системе».

 

В фонде также подчеркнули важность обеспечения «большей гибкости обменного курса для снижения давления на счет текущих операций и призвали официальные органы постепенно двигаться в направлении либерализации валютной системы и устранения валютных ограничений».

 

В МВФ отметили, что банковская система остается стабильной и достаточно капитализированной, а также призвали официальные органы продолжить укрепление регулятивной системы и системы банковского надзора. Кроме того, фонд подчеркнул необходимость «освобождения банков от непрофильных функций и поэтапного устранения целевого кредитования в целях укрепления финансового посредничества».

 

«Директора приветствовали приверженность официальных органов к проведению структурных реформ и достигнутый прогресс в этом направлении на сегодняшний день. Они подчеркнули важность последовательного и своевременного осуществления реформ для продвижения инклюзивного роста, основанного на широкой базе. Они приветствовали недавно объявленную властями страны стратегию укрепления корпоративного управления и ускорения приватизации и ожидают эффективной реализации данной стратегии.

 

Дальнейшие реформы по улучшению деловой среды и продвижению диверсификации экономики будут иметь важное значение, как и политика по увеличению гибкости рынка труда и улучшению квалификации рабочей силы», — отмечается в документе.

 

Директора МВФ особо отметили «важность улучшения доступности, своевременности и качества ключевых макроэкономических и социальных данных». В этой связи они призвали Узбекистан присоединиться к Общей системе распространения данных МВФ.

 

Статьи по Теме

Кнопка «Наверх»