Ритейл выступает против запрета на выкладку табачных изделий
Ассоциация торговых предприятий вновь бьёт тревогу по поводу серьезных препятствий для десятков тысяч торговых точек страны, связанных с положениями проекта Кодекса РК «О здоровье народа и системе здравоохранения». Проект Кодекса разработан Министерством здравоохранения РК и в настоящее время проводятся согласовательные процедуры.
«Запрет на выкладку сигарет уже обсуждался в 2013 году и не был принят, т.к. было решено, что данная норма нецелосообразна и не поможет в борьбе с курением. Не ясно, почему минздрав снова поднимает данный вопрос? Сигареты – такой же легальный товар, как и алкоголь, а также продукты с высоким уровнем содержания солей или сахара, которые по своей сути наносят больший вред, если масштабировать их с точки зрения потребителей. По такой логике стоит запретить выкладку всех товаров», – отмечает вице-президент Ассоциации торговых предприятий Казахстана Жибек Ажибаева.
По мнению руководителей Ассоциации торговых предприятий, которая объединяет практически все магазины и супермаркеты в Казахстане и занимается, в том числе вопросами защиты их прав, новые нормы Кодекса непременно приведут к существенному сокращению поступлений в государственный бюджет, росту контрабанды и контрафактной продукции, а также к сокращению рабочих мест и даже закрытию малых предприятий.
По данным AC Nielsen, в 2018 году доля только контрафактной продукции в Казахстане составила около 1,8-2%, таким образом государственный бюджет потерял, по меньшей мере, 1,9 млрд. тенге в виде налогов.
«Доказано, что запрет выкладки увеличивает вероятность попадания контрафактной продукции которая реализуется покупателю из-под прилавка. К примеру, в соседней России после введения запрета на открытую выкладку сигарет в 2014 году, по данным авторитетного международного агентства AC Nielsen, нелегальные продажи табачных изделий выросли с 19,3% в 2013 году до 28,3% в 2016 году, – сказал президент Ассоциации торговых предприятий Казахстана Нурсадык Абишев.
Опыт других стран также показывает, что с внедрением запрета на выкладку сигарет, уровень курения в странах остается на прежнем уровне. Например, после принятия запрета в Канаде и Ирландии продажи в небольших магазинах снизились, однако значительно выросла нелегальная торговля. В Ирландии, ежемесячное увеличение первоначальной доли незаконной продукции в обороте после введения запрета выкладки табачных изделий в розничной сети составило около 12%, причем более половины была контрафактная продукция. В настоящее время в Ирландии доля незаконной продукции составляет 25% от общего объема рынка.
Аналогичная ситуация сложилась также и на других международных рынках: в Канаде, ускоренный рост незаконной торговли был зарегистрирован в 2008 году, когда запреты на выкладку табачных изделий впервые были введены в провинции Онтарио (до 48,6 с 31,6% в 2007 году) и Квебеке (до 40,1 с 30,5% в 2007).
Еще одним непосильным требованием для ряда торговых точек могут стать затраты, связанные с переоборудованием полок для табачной продукции. Средняя стоимость специального торгового оборудования, позволяющего хранить сигареты и только по просьбе покупателя демонстрировать их, составляет – более 180 тыс. тенге. Таким образом, расходы по покупке такого оборудования лягут на плечи малого и среднего бизнеса, по крайней мере в малых розничных точках продаж.
Общественники опасаются, что эти решения вынудят часть магазинов либо закрыться, либо продолжить реализацию табачных изделий нелегально. Поправки в Кодекс фактически могут разорить сотни киосков. Стоит отметить, что доход небольших торговых точек, как минимум, на 25% зависит от реализации табачных изделий.
«Небольшие магазины – основной источник дохода многих семей в Казахстане, как и у меня. Закрытие полок с сигаретами, покупка специального оборудования значительно ударят по нашим карманам. Мы платим налоги, даем людям работу, а нас хотят лишить четверти ежедневного заработка, чтобы люди бросили курить. Но если за все эти годы, когда ввели страшные картинки на пачках, поднимают цены на сигареты, запрещают повсюду курить, не смогли добиться результатов, то почему именно закрытие полок решит проблему? Как бы еще больше таких как я и продавцы не закурили от новых проблем! Я считаю, что такая норма ставит в неравное положение крупные точки и мелкие. Вот покупатель приходит, у него нет времени распрашивать и разглядывать товары. Если он не видит товар, то он уходит в другой магазин, конечно же в данном случае, он уйдет в крупный магазин или супермаркет», – выразил недовольство Айгуль Ибраева собственница одного из алматинских магазинов.
Представители малого и среднего бизнеса Республики Казахстан начали сбор подписей предпринимателей, выступающих против законопроекта, на сегодня число подписавшихся уже насчитывает 2 500 человек. Петицию с обращением предприниматели намерены направить в Правительство страны. Кроме того, предприниматели подготовили видео обращение в рамках которого, бизнес выражает свое недовольство относительно новых норм проекта Кодекса.
Представители ассоциации видят пути решения проблемы курения в усилении пропаганды здорового образа жизни и ведении должной воспитательной работы с подрастающим поколением. Непродуманные же запреты нанесут непоправимый ущерб всему классу малого и среднего бизнеса страны, а также государственному и местным бюджетам.
Малый и средний бизнес является основой для укрепления экономики во всех развитых странах и имеет стратегическое значение для борьбы с бедностью. Первый Президент РК Нурсултан Назарбаев в своём Послании народу Казахстана назвал МСБ ключевым драйвером экономики страны. Всесторонняя поддержка деятельности данной отрасли способствует созданию новых рабочих мест, решению социальных проблем, а также установлению рыночного равновесия. Однако на практике, государственные органы разрабатывают нормы, которые не способствуют развитию малого и среднего бизнеса.
Источник: Etoday.kz