Бизнес и экономика

Упавший рубль жить не дает

 

Фермеры в растерянности: российский товар практически вытеснил продукцию местных сельхозпереработчиков с прилавков крупных торговых центров, сообщает Рalata.kz.

 

В Палате предпринимателей Северо-Казахстанской области состоялся раунд переговоров между предприятиями-переработчиками сельхозпродукции и крупными торговыми сетями Петропавловска.

 

«Нам хотелось бы, во-первых, понять, какая сегодня складывается ситуация, во-вторых, обсудить возможные пути взаимодействия. Не секрет, что в связи с экономическими проблемами появились довольно-таки серьезные вопросы формирования бюджета, из-за чего могут снижаться и меры поддержки со стороны государства. В этой ситуации возникает необходимость в том, чтобы  бизнес сам определил механизмы повышения эффективности своей работы в нашем регионе», – сказал директор Палаты предпринимателей СКО Турар Искаков.   Он подчеркнул, что только так можно решить большинство проблем, возникающих внутри сообщества.

 

Первым о своих проблемах, причиной которых стало падение рубля заявил директор ТОО «Молочный союз» Александр Кузлякин.

 

«Если раньше средняя закупочная цена у нас была в пределах 80-89 тенге, то сегодня мы снизили ее до 60 тенге – это цена, абсолютно не соответствующая затратам, которые необходимы, чтобы произвести молоко. Если мы оставим эти цены, то уверен, через полгода или чуть больше сельское хозяйство просто вырежет всю скотину. Понятно, что, снижая закупочную цену, мы начали снижать и цену на оптовую продукцию. Но тем не менее мы даже близко не подошли к той цене, по которой сегодня продают и производят наши коллеги из Российской Федерации. Я прекрасно понимаю, что наша маржа и маржа продуктов российского производства просто не сопоставима. Поэтому у меня просьба к торговле только одна. Разрешите нам постоянный доступ к нашей продукции в ваших торговых точках в течение рабочего времени, чтобы мы постоянно пополняли полки. Нам нужно продавать свою продукцию», – сказал А. Кузлякин.

 

Отметим, что ТОО «Молочный союз» – это не только коллектив из 220 сотрудников, но и более 7 тысяч сельхозпроизводителей, у которых предприятие закупает молоко. В этом году Молочный союз сработал с убытками в 17 млн. тенге.

 

«Если в ближайшие два-три месяца ситуация не изменится, то уверен, что уже через полгода или год в магазины будет просто некому приходить, и не на что покупать. Такое у нас сегодня положение», – отметил Александр Константинович.

 

В нынешних непростых условиях для предпринимателей все имеет важное значение: от расположения товара на полках с привычным расположением до их постоянной наполняемости.

 

По словам предпринимателей, на местную продукцию в петропавловских супермаркетах и магазинах приходится лишь 20 % витрин, остальные же 80 заняты товарами российского происхождения. ТОО «Мясопродукт» с прошлого года не может добиться реализации своей продукции в двух местных супермаркетах, принадлежащих ТОО «Таткрафт-Инвест», руководство которого наотрез отказывается от сотрудничества с производителем. Однако, по словам представителя этой торговой сети их не устроила закупочная цена, которую они попросили снизить. Тогда предприниматель не пошел на это, но сейчас ситуация изменилась кардинальным образом.

 

«Это было в прошлом году. В этом мы уже согласны сделать скидки или даже выкупить полки в ваших супермаркетах. Вот только никак не можем попасть к вашему руководству», – пояснил представитель ТОО «Мясопродукт».

 

Представители Палаты понимают всю сложность ситуации и то, что суть проблемы кроется в ослаблении рубля.

 

«По всем позициям, будь то коммунальные и транспортные расходы, заработная плата – расходы наших предприятий стали несравнимы с расходами российских. Соответственно, цена товара в конечном итоге стала неконкурентоспособной. Как вы знаете, Национальная палата весьма жестко ставит перед Нацбанком вопрос о внятности валютного курса. Нам не понятно, как механизм, по которому Нацбанк в настоящее время пытается работать, связан с реальной ситуацией?» – отметил Турар Искаков.

 

По его словам, «бизнес по крайней мере должен получить внятное объяснение: как это будет работать? Как работать в этих условиях? На что ориентироваться?»

 

«Курс тенге, который получил дополнительный коридор в принципе ничего не решает, поскольку коридор этот слишком узок. Но в любом случае сдерживание курса продолжается. Многие эксперты сегодня говорят о том, что тенге переоценен. И понятно, что ситуация в первую очередь волнует наших товаропроизводителей, потому что это прямое влияние на конкурентоспособность производимой продукции. Обратная сторона медали – это население. Насколько изменение валютного курса повлечет за собой изменение доходов населения? Скорее всего, правительство в этой сфере не может определиться с приоритетами. Но, по крайней мере, бизнес для себя уже понял, что корректировка валюты в целом неизбежна, чтобы сохранить наше производство. Иначе конкуренция наших товаров на самом деле просто невозможна. Грубо говоря, мы практически в два раза проигрываем по себестоимости и, соответственно, цене товара, несравнимо падают доходы наших предприятий, проигрываем и в вопросах вхождения в торговые сети», – резюмировал Турар Искаков.

 

Директор Палаты предпринимателей СКО призвал обе стороны, – переработчиков сельхозпродукции, и владельцев торговых сетей, – «к взаимоуважению и понимаю той ситуации, в которой мы все находимся, а раз мы живем в одном регионе, то должны не только уметь друг с другом работать, но и понимать».

 

Источник: Рalata.kz

Статьи по Теме

Кнопка «Наверх»