Каждому по «железному коню»: Автопром нарастил выпуск ещё на 35%
Каждому по «железному коню»: Автопром нарастил выпуск ещё на 35%. Среди покупателей новых автомобилей 6 из 10 казахстанцев отдают предпочтение местным производителям, передаетenergyprom.kz.
«Расконсервирован» долгострой: начаты работы по новому автомобильному заводу в Усть-Каменогорске. Заметим, проект простаивал с 2010 года
По итогам первых двух месяцев текущего года казахстанский автопром выпустил 5,6 тысячи авто — сразу на 34,6% больше, чем годом ранее. На долю ВКО пришлось 65,2% от РК: 3,6 тысячи авто*, +32,6% за год. Здесь в Усть-Каменогорске работает один из двух главных автомобилестроителей страны — АО «Азия Авто», в планах которого поднять уровень производства к концу 2019 года уже до 30 тысяч легковых автомобилей. Среди партнёров завода ведущие мировые концерны: Volkswagen Group, General Motors, Renault-Nissan-АвтоВАЗ и KIA Motors. На мощностях «Азия Авто» выпускаются автомобили марок LADA (Granta, Vesta, Xray, Largus, Kalina, 4×4), ŠKODA (Octavia, Rapid, Superb, Yeti, Kodiaq), Chevrolet (Aveo, Captiva, Cruze, Tracker), KIA (Rio, Cerato, Optima, Cadenza, Quoris, Picanto, Soul, Sportage, Sorento, Mohave).
В Усть-Каменогорске возобновилась большая стройка: в 2020 году здесь разместят новый автомобильный завод. На территории в 500 гектаров уже разровняли 1,5 млн куб. м грунта, уложили 16 тысяч куб. м бетона и вбили 365 колонн. Каркас цехов подготовлен. Примечательно, что построить завод полного цикла, который по плану должен производить 120 тысяч машин в год, было решено 9 лет назад, в рамках соглашения о промсборке, подписанного в июне 2010-го между правительством РК и АО «Азия Авто». Инвестиции в проект оценивались в 400 миллионов долларов. Но планы поменялись: сначала возникли проблемы с оформлением документов, а после — кризис в экономике. По словам министра индустрии и инфраструктурного развития РК Романа Скляра, сроки строительных работ в рамках проекта АО «Азия Авто Казахстан» пересматривались в связи с непрогнозируемым сокращением казахстанского рынка в период 2014–2016 годов. Работы по проекту были заморожены на неопределённый срок.
Однако в 2017 году автомобильный рынок Казахстана вновь пошёл в рост. В итоге запуск первой очереди мощностей АО «Азия Авто Казахстан» был запланирован на 2019 год. Точные сроки, по словам министра, будут зависеть от решения вопроса финансирования проекта. Директор по техническому развитию автопредприятия Дмитрий Попов рассказал, что в этом году планируется полностью завершить строительство коробок цехов, начать монтаж оборудования и пуско-наладку. После технической обкатки уже в 2020 году с конвейеров нового автозавода сойдут 60 тысяч автомобилей.
* С начала текущего года КС МНЭ РК не предоставляет данные по объёмам производства легковых авто в ВКО. Комитет объясняет это тем, что данный вид продукции производится одним предприятием в области. Но, так как выпуском легковых авто занимаются всего два региона, данные по ВКО — расчётные.
Ещё 34,8% производства легковых автомобилей в РК приходится на Костанайскую область: 1,9 тыс. авто, рост на 38,6% за год. Здесь работает ТОО «СарыаркаАвтоПром». По информации компании это единственный автозавод в РК, соответствующий требованиям промышленной сборки, в рамках которой выполняются операции по сварке, окраске и сборке кузова. Линейка производимой продукции представлена брендами JAC, Peugeot, IVECO, ANKAI, Hyundai, Ravon, Chevrolet Niva. Дилерские центры действуют во всех регионах РК.
По итогам января текущего года доля казахстанского производства в сегменте легковых авто увеличилась с 50,6% до 61,2%. Доля импорта, соответственно, сократилась: с 49,4% до 38,8% за год.
В сегменте суммарного сбыта отечественной техники доминирующую позицию занимает АО «Азия Авто»: 3063 проданных авто, или 62,5% автомобилей локальной сборки. ТОО «СарыаркаАвтоПром» реализовало 1638 единиц (доля в сегменте — 33,4%). Далее в рейтинге сбыта продукции отечественных автопроизводителей расположились ТОО «СемАЗ» (102 транспортных средства, 2,1%), АО «КАМАЗ-Инжиниринг» (55 машин, 1,1%), ТОО «Hyundai Trans Auto» (28 машин, 0,6%) и ТОО «Daewoo Bus Kazakhstan» (12 машин, 0,2%).
По словам председателя совета директоров Союза предприятий автомобильной отрасли Казахстана «КазАвтоПром» Олега Алфёрова, отраслевые итоги февраля принесли сразу два рекордных показателя. Рыночная доля предприятий «КазАвтоПрома» обновила исторический максимум и впервые достигла 57%. Спрос на линейку отечественных автопроизводителей планомерно растёт, и расходы казахстанцев на покупку их продукции с начала года увеличились на 70%.
Основной вклад в отраслевую динамику внесли поклонники бренда LADA: в феврале каждый второй покупатель остановил выбор на моделях именно этой марки. Две трети новых владельцев отечественных автомобилей отдали предпочтение линейке «Азия Авто».
Пятёрку наиболее востребованных брендов легковых авто казахстанской сборки по итогам двух месяцев текущего года составили Lada (2260 авто), Hyundai (1469 машин), KIA (602 авто), Chevrolet (126 машин) и Skoda (102 автомобиля). В список марок, предлагаемых отечественными предприятиями, вошли также JAC (54 авто), UAZ (21 авто) и Peugeot (7 машин).
Олег Алфёров пояснил, что, хотя темпы роста производства пока уступают динамике спроса, тем не менее с начала года казахстанские предприятия увеличили выпуск на 39%. Как результат, вклад автопрома в ВВП республики вырос на 47,2% и составил четверть совокупного выпуска казахстанского машиностроения.
Впрочем, есть и менее позитивные результаты: рекордно низкое число выданных льготных кредитов. В феврале лишь 86 покупателей отечественных автомобилей смогли воспользоваться займами госпрограммы. На их долю пришлось не более 3% продаж казахстанских автопроизводителей, и это самый скромный показатель за всю историю действия программы льготного автокредитования.
При сборе данных использовались данные порталов aziaavto.kz, kazpravda.kz, sputniknews.kz и kazautoprom.kz.
Источник:energyprom.kz