Золото – это реально надежное средство хеджирования?
Золото, обеспеченные государственные облигации и некоторые валюты, такие как доллар США, часто считаются палочками-выручалочками во время рецессии, когда сохранение капитала становится важнее, чем увеличение его стоимости.
Применение средств хеджирования в периоды стагнации экономики или ее спада лучше всего сравнить с использованием страхового полиса для смягчения последствий или, что даже более вероятно, попыткой смягчения негативной динамики рынка, отражающейся на рисковых активах, таких как акции, кредитование юридических лиц и недвижимость.
Хеджирование сопровождается рисками, ведь выбор продукта и времени совершения торговой сделки существенно повлияют на потенциальный успех.
Хорошим средством хеджирования является финансирование актива, корреляция которого с другими классами активов снижается в периоды рецессии. В ходе исследований выяснилось, что корреляция золота с акциями во время рецессии разрывается. Это означает, что исторически золото часто проявляет динамику, противоположную динамике акций, в периоды рецессии. Однако один лишь факт того, что экономика входит в состояние рецессии, не обязательно приводит к росту цены на золото. Она также зависит от поведения других рынков.
Тем не менее в целом можно сказать, что во время рецессии процентные ставки обычно снижаются, тогда как акции подвергаются негативному влиянию из-за снижения доходов, ведь потребители опасаются потерять работу, поэтому копят деньги, а не тратят их. И то, и другое может быть благоприятным, а отвращение к риску, связанное с замедлением экономического роста, может привести к необходимости того, чтобы инвесторы повсеместно начнут снижать риски. На этом основании уже и так вероятное повышенное вовлечение хедж-фондов может спровоцировать распродажу золота исключительно из-за необходимости снижения рисков.
С 1965 года произошло семь рецессий, и цена на золото повышалась в течение пяти из них, а в течение всего лишь одной из рецессий оно сильно упало.
Ключевым соображением для золота в случае грядущей рецессии являются вероятные ответные меры в области политики, которые в конечном счете должны оказаться благоприятными для номинальной стоимости золота. Если мы посмотрим на реакцию после мирового финансового кризиса и многочисленные раунды количественного смягчения со стороны ФРС США, станет ясно, что золото выросло в цене, когда стало очевидно, что ФРС собирается снова смягчать свой курс – особенно хорошо известен случай, когда глава ФРС Бен Бернанке предупредил рынки, что второй раунд количественного смягчения намечался на август 2010 года на симпозиуме в Джексон Хоул.
В последующие недели золото поднялось до новых максимумов выше 1265 долларов за унцию и далее до исторического максимума в долларовом выражении в конце 2011 года. Потом золото начало медленно менять свое поведение, ведь рынок осознал, что политика центрального банка не приводит к той инфляции, которую ожидали трейдеры, играющие на повышение золота. К началу 2012 года доллар США стал укрепляться, и максимум по золоту по сравнению с евро бы зафиксирован в конце 2012 года, а по сравнению с иеной – в апреле 2013 года, на той самой неделе, когда глава Банка Японии Курода задействовал свою «тяжелую артиллерию» количественного смягчения.
Но это не означает, что золото находится в постоянном нокауте или что, политики не могут создать условия для инфляции, если действительно этого хотят. Учтите, что, если мир сейчас и правда входит в новую рецессию, это произойдет на фоне рекордного уровня долга и низких (а в некоторых случаях и отрицательных) процентных ставок.
С учетом того, что мало что можно сделать с помощью политики, и продемонстрировав, что старые и нестандартные инструменты вроде количественного смягчения, ZIRP и NIRP не работают, политики обязательно будут искать нечто новое. Это новое, вероятно, будет включать в себя что-то вроде целевого показателя по номинальному ВВП и налогово-бюджетного стимулирования в экономике, то есть меры, которые могут спровоцировать гораздо более сильную инфляцию, если акцент будет на денежных вливаниях в экономику, которые будут скорее потрачены, чем использованы для подъема цен на активы, что было основным итогом количественного смягчения и низких ставок.
При таком сценарии фискального принуждения или монетизации долга, направленном на снижение рычага экономики при сохранении низкого уровня безработицы, золото может быстро оказаться тем, что сохранит свою ценность по сравнению с другими активами. Конечно, риски с учетом вероятных мер в области политики выглядят асимметричными с точки зрения роста.
Автор: Оле Хансен, главный стратег по сырьевым рынкам Saxo Bank
Источник: Saxo Bank