Бизнес и экономика

Литва подключается к энергосистемам Швеции и Польши

Фото: hdwallz.ru

 

Евросоюз выделил деньги на соединение системы ЛЭП на польско-литовской границе. Этот дорогостоящий проект по прокладыванию кабеля из Швеции по дну Балтики призван помочь Литве справиться с хроническим энергодефицитом, а заодно и придать стране «электросамостоятельность».

 

Благодаря политике местных властей и советам европейских партнеров Литва всего за несколько лет из экспортера электроэнергии превратилась в крупнейшего импортера. Если до 2009 года Литва с помощью Игналинской АЭС успешно обеспечивала себя дешевой электроэнергией (станция покрывала 70 — 80% национального спроса), то после закрытия станции производит лишь 10 — 50% от необходимого. Остальное приходится брать из-за рубежа. Кампания против Игналинской АЭС велась под лозунгом энергетической независимости от России. Тогда в ход пошел целый ворох аргументов от настойчивых требований Евросоюза (вместе с финансированием консервации и демонтажа АЭС) до забот об экологии, «фукусимской» боязни техногенных катастроф и вездесущей борьбы националистов с советским промышленным наследием. В итоге станцию закрыли вопреки общественному мнению. Жители дважды на референдумах высказывались против литовской политики в атомной отрасли: в 2008 году сказали «нет» закрытию «Игналинки» (референдум признали несостоявшимся из-за низкой явки – 48,8%), в 2012 году выступили против строительства новой АЭС в Висагинасе. Амбициозный проект Висагинской АЭС, которую должны были возводить «всем миром» — усилиями Литвы, Латвии и Эстонии — позже провалился из-за разногласий участников по денежным вопросам. К тому же возникли серьезные сомнения касательно целесообразности проекта – литовские эксперты прогнозировали, что если Висагинская АЭС когда-нибудь и будет построена, полученное электричество все равно будет дорогим. Тем не менее Литва периодически призывает реанимировать мертвую стройку. Общество же неизменно высказывается против этой затеи. Согласно недавним опросам, проведенным по заказу журнала Veidas, 65% жителей крупных городов не хотят видеть новую АЭС.

 

С тех пор Литва, лишенная собственных мощностей, лихорадочно ищет новых поставщиков. «Сейчас у Литвы не очень много возможностей оптимизировать затраты на импортируемую электроэнергию. Либо относительный сезонный импорт из других стран Балтии – в период паводков из той же Латвии – либо импорт из России и Беларуси», — отмечает Сергей Кондратьев, старший эксперт Института энергетики и финансов. Так как курс на диверсификацию литовского энергетического рынка идет в русле выхода из электроэнергетического кольца БРЭЛЛ, оставшегося со времен СССР, с последующей интеграцией в энергосистему Евросоюза, Литва снижает российские поставки и отказалась от предложений покупать электроэнергию у строящихся Балтийской АЭС (Калининградская область) и Белорусской АЭС (Гродненская область). Внутри Евросоюза литовцам также далеко не всегда удается найти взаимопонимание. Как отмечало аналитическое агентство «Внешняя политика», «чтобы покрыть энергодефицит, балтийские государства вынуждены импортировать электроэнергию, газ, нефть и нефтепродукты. Одновременно они вынуждены подчиняться директивам ЕС по ограничению выбросов парниковых газов, а также либерализации рынков электроэнергии и газа. Фактически Брюссель ограничивает возможности Прибалтики по самостоятельной выработке электроэнергии». Директивы ЕС распространяются и на отдельные объекты: в частности, отмечается, что, следуя им, Литва снижает производственную квоту крупнейшей в стране ТЭС «Литовская электростанция».

 

При этом, согласно данным европейской энергетической биржи, Литва тратит на электроэнергию больше всех своих соседей.

 

Чтобы исправить ситуацию и сообща побороть энергетическую изоляцию, вызванную последствиями разрыва с энергосистемой БРЭЛЛ, в 2013 году страны Балтии договорились о создании общего рынка электроэнергии. Литва заявила об желании «подключиться» к энергосистемам соседей по Евросоюзу. Наиболее крупные проекты «энергомостов» — электрокабель NordBalt из Швеции и электроэнергетическая смычка LitPol Link с Польшей. NordBablt был официально одобрен Литвой и Швецией в 2013 году и обойдется в 580 млн евро, из них 270 млн евро приходятся на подводную часть кабеля. 175 млн евро выделила Еврокомиссия. Во время встречи с премьер-министром Норвегии Йенсом Столтенбергом (нынешний генсек НАТО) в 2014 году литовский лидер Даля Грибаускайте пригласила норвежцев присоединиться к перекачке электроэнергии в Литву и занять до 35% ее скандинавского импорта. Интенсивная прокладка кабеля по дну Балтийского моря успела привести к дипломатическому скандалу: весной литовская сторона сообщила, что судно, занятое в проведении работ, было вытеснено российским военным кораблем.

 

Польско-литовская смычка, в свою очередь, обойдется в 370 млн евро. Из них 108 млн евро инвестирует Литва на создание передачи на ЛЭП от Алитуса до польской границы и строительство трансформаторной станции под Алитусом. В прошлом году Еврокомиссия выложила 51,8 млн евро на польскую часть LitPol Link. Генеральный директор LitPol Link Артурас Вилимас тут же сообщил о желании подать заявку в Еврокомиссию на получение 58 млн евро для литовской части. В марте литовский оператор Litgrid, задействованный в реализации смычки,  разослал просьбы оказать финансовую помощь в Швецию, Норвегию, Германию, европейское Агентство по сотрудничеству регуляторов энергетики (ACER) и структуры Механизма европейского соединения (CEF), призванного фасилитировать энергетическую интеграцию внутри ЕС. CEF подсчитал, что без дополнительных евроденег LitPol Link покажет лишь от 18% до 35% от ожидаемого результата. Поэтому CEF принял решение направить Литве дополнительные 27,4 млн евро на «энергомост» с поляками, что соответствует 67% от запрошенной литовцами суммы. Примечательно, что из 20 проектов создания трансъевропейской энергетической инфраструктуры, финансируемых в рамках CEF в текущем году (общий объем – 150 млн евро), лишь три имеют непосредственное отношение строительству. Кроме LitPol Link, деньги ушли в Болгарию, на угольную электростанцию «Марица-Изток» и фотовольтаическую (солнечную) станцию под Бургасом. Остальные 17 проектов носят исследовательский характер — например, сейсмологические 3D-исследования газохранилищ. 

 

И NordBalt, и LitPol Link должны заработать в конце 2015 года. По оценкам советника министра энергетики Литвы Жигимантаса Вайчюнаса, шведский кабель снизит среднюю цену на электричество в Литве на два евро за мегаватт, а польская смычка – еще на два. 20%-ое снижение цен на электричество в 2016 году прогнозирует и глава Litgrid Дайвис Вербицкас.

 

При этом Литве снова потребуются колоссальные суммы на осуществление наполеоновских планов. Как отметил тот же Вербицкас, синхронизация энергосистем Балтии будет стоить от 600 млн до 1 миллиарда евро. Следовательно, необходимо готовиться рассылать новые запросы на выдачу евроденег.

 

Правда, литовское министерство энергетики рассчитывает, что «энергомосты» с Польшей и Скандинавией помогут подзаработать на транзите электроэнергии в Россию и Беларусь. Но Сергей Кондратьев считает, что о сколь-нибудь масштабных доходах здесь говорить сложно. «В России сейчас избыток генерирующих мощностей и очень низкие цены на электроэнергию именно в долларовом выражении за счет девальвации рубля. Они находятся на уровне 20 — 25 долларов за МВт/ч на европейских рынках. Возможно, в момент пиковых нагрузок это (покупка литовской электроэнергии – прим. RuBaltic.Ru) и будет иметь смысл, но поставки все равно будут очень небольшими и нерегулярными. Россия является экспортером электроэнергии и импортирует достаточно небольшие объемы. Если говорить про Беларусь, то ее это может заинтересовать, потому что Беларусь – энергодефицитная страна, но, опять-таки, это будет актуально лишь в краткосрочной перспективе, потому что уже в 2018 году Беларусь начнет вводить в эксплуатацию мощности Белорусской АЭС, и тогда в Беларуси может возникнуть избыток электроэнергии. Кроме того, Беларусь уже сейчас имеет возможности небольшого импорта из Польши. Есть несколько не очень крупных межгосударственных ЛЭП. И этой возможностью Беларусь пока практически не пользуется, предпочитая импортировать энергию из России», — считает эксперт. Россия и Беларусь делают ставку на собственные АЭС, находящиеся вблизи литовской границы. После того как Литва отказалась пускать Балтийскую АЭС к европейским рынкам, российское правительство заявило о создании изолированной энергосистемы на территории Калининградской области. После добровольной ликвидации своего крупного источника генерации электроэнергии, коей долгие годы являлась Игналинская АЭС, Литве остается надеяться на финансовую и организационную помощь Евросоюза, и пытаться перепродавать польскую и шведскую электроэнергию в соседнюю Латвию, вместо того чтобы обрести обещанную самостоятельность.

 

Автор: Александр Шамшиев

 

Источник: RuBaltic.Ru

Статьи по Теме

Кнопка «Наверх»