Казахстан будет развивать транспортную инфраструктуру за счёт ввода платных дорог. В 2022 году доля платных автобанов страны должна составить 72%
По итогам трёх кварталов 2018 года протяжённость автомобильных дорог общего пользования в Казахстане составила 96 тысяч километров, из них автодороги республиканского значения занимают 24 тысячи километров, передает finprom.kz.
Ежегодно из республиканского бюджета выделяются денежные средства на развитие автомобильных дорог республиканского значения. Однако за январь–ноябрь 2018 года расходы на развитие автомагистралей составили 152 млрд тг — сразу на 23,3% меньше, чем годом ранее. Максимальное значение было зафиксировано в 2016 году: 287,1 млрд тг. С 2016-го по 2018 год наблюдается отрицательный рост, за этот период расходы уменьшились на 47,1%.
Между тем, доходы от налоговых поступлений на транспортные средства ежегодно увеличиваются. За январь–ноябрь 2018 года сумма поступлений достигла максимального значения за последние 5 лет, составив 67,2 млрд тг. В аналогичном периоде 2017 года транспортные налоги составили 60 млрд тг, годовой рост — 27,9%.
Помимо бесплатных автодорог республиканского значения, с 2013 года в стране функционирует единственный платный автобан Астана — Щучинск (211 км) под руководством АО «НК „КазАвтоЖол“», национального оператора по управлению автодорогами РК. Автобан Астана — Щучинск представляет собой платный участок автомобильной дороги Астана — Петропавловск. Плата за проезд по автобану легковым местным транспортом составляет 100 тг, транзитным — 200 тг.
По данным Комитета автомобильных дорог Министерства по инвестициям и развитию, за 2018 год сборы от проезда по автобану Астана — Щучинск составили 1,5 млрд тг — на 1,7% больше, чем годом ранее. Этот показатель — максимальный за последние 5 лет. Все собранные средства НК «КазАвтоЖол» направит на содержание и развитие платного участка дороги.
26 января 2019 года запущена система взимания платы на участках автомагистралей Астана — Темиртау (134 км), Алматы — Капшагай (42 км) и Алматы — Хоргос (295 км). Сборы за проезд по предоплате для легкового транспорта распределились так: Астана — Темиртау — 200 тг (наличными — 400 тг); Алматы — Капшагай — 100 тг (наличными — 200 тг); Алматы — Хоргос — 300 тг (наличными — 600 тг). Для автобусов до 16 мест и грузовых автомобилей грузоподъёмностью до 2,5 т сборы по этим направлениям составят 700, 200 и 1500 тг соответственно.
Управлением платными автодорогами республиканского значения или их участками, а также сборами платы за проезд по платным автобанам занимается АО «НК „КазАвтожол“». Согласно Плану развития на 2018–2022 годы, «КазАвтоЖол» планирует следующие действия: по итогам 2022 года совокупно за весь период на развитие автодорог республиканского значения будет направлено 490 млрд тг, доля платных автодорог составит 72%, сумма сборов по платным автодорогам достигнет 82,3 млрд тг, протяжённость платных автодорог должна увеличиться до 15,8 тыс. км. На повышение суммы сборов может повлиять введённая в этом году система оплаты проезда по платным участкам автодорог по направлениям Астана — Темиртау, Алматы — Капшагай и Алматы — Хоргос.
Источник: finprom.kz