Бизнес и экономика

НПП готова выступить в качестве единого оператора индустриальных зон и СЭЗ

Чем отличаются специальные экономические зоны от  индустриальных зон? Почему необходимо менять подходы в их создании и управлении? На вопросы отвечает Исполнительный секретарь НПП «Атамекен» Евгений Больгерт.

 

Развитие промышленности – неотъемлемая часть жизнедеятельности государства. В Казахстане развитию собственных производств уделяется большое внимание. С момента независимости в стране создаются свободные экономические зоны, которые впоследствии стали именоваться «специальными». Позже появилось еще одно понятие – индустриальные зоны. Об эффективности и тех и других было много споров. Исполнительный секретарь Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» Евгений Больгерт считает, что пора остановиться, проанализировать этот вопрос, а также в корне поменять подходы к созданию и управлению зонами. НПП заявляет о конкретных мерах, которые выведут СЭЗ-ы и ИЗ-ы на новый этап.

 

– Начнем с самих понятий «специальные экономические зоны» и «индустриальные зоны». В чем их различия?

 

– На сегодня на законодательном уровне нет четкой регламентации индустриальных зон. Частично это затрагивается в законе о частном предпринимательстве, в «Дорожной карте бизнеса-2020» и программе «Нурлы жол». Но нет четкого правового статуса, расписанного механизма: как функционирует, как создается индустриальная зона, как она наполняется, какие преимущества получает предприниматель, который организует свое производство на базе индустриальной зоны. Есть только общие рамочные условия, которые заключаются в следующем: прежде всего, индустриальная зона – это земельный участок, который должен быть оснащен инфраструктурой.

 

При этом пока, к сожалению, нет понимания, будет ли это теплоэнергия, электроэнергия или дороги внутри зоны, железнодорожные тупики для того, чтобы вывозить оттуда продукцию и так далее, будут ли это какие-то здания, сооружения. К сожалению, законодательно это тоже пока остается пробелом: нет ясности в определении понятия инфраструктура. Отсюда возникают вопросы, которые связаны с обязательствами государства и предпринимателей. То есть, если предприниматель по нынешнему подходу для того, чтобы разместить свое производство на территории индустриальной зоны, должен реализовать проект стоимостью не менее 10 млрд, то непонятно пока, какие обязательства берет на себя государство, что оно ему даст взамен.

 

Принципиальное отличие индустриальных зон от СЭЗ-ов заключается в том, что СЭЗ-ы все срочные, то есть они созданы на определенный срок. Как правило, они имеют четкую отраслевую направленность, у каждой специальной экономической зоны есть приоритетные виды деятельности, которые там должны развиваться. Металлургия, металлообработка – в Караганде, химический парк – в Таразе, парк инновационных технологий – в Алматы и так далее. Есть четкая привязка и срок существования этой СЭЗ. Кроме того, крайне важным отличием является то, что участником СЭЗ гарантируются определенные налоговые и таможенные льготы. На данный момент участникам индустриальных зон ни налоговых, ни таможенных льгот не предоставляется. Для новых производств, которые реализуются на территории индустриальных зон, по закону об инвестициях предусмотрен механизм возврата 30% от суммы, которую ты инвестируешь в проект. Но проблема заключается в том, что это только для новых производств. То есть, если ты хочешь расширить свое имеющееся производство, к сожалению, ты уже ограничен. На это мы обращаем внимание, когда с комитетом по инвестициям обсуждаем дальнейшие подходы по развитию индустриальных зон.

 

– Сколько на сегодня в Казахстане СЭЗ-ов и индустриальных зон? Какая часть из них функционирует успешно?

 

– По нашему анализу, на сегодня в Казахстане зарегистрировано 50 индустриальных зон, заявленное количество участников – 339. При этом, из 50 индустриальных зон функционирует 10, в которых 213 участников. Но из них меньше половины введено в эксплуатацию. Что касается СЭЗ-ов. Их на сегодня 10. В ближайшее время истекает срок действия СЭЗ «Астана – новый город», до самого позднего срока будет функционировать СЭЗ «Химический парк «Тараз» – это 2037 год. Какую-то историю СЭЗ-ы уже прошли, какой-то эффект, например, по строительству Астаны мы видим. Но надо признать, что сами СЭЗ-ы развились и продолжают работать по-разному, нет какого-то среднего хорошего уровня.

 

– В чем же проблема? Почему такой небольшой экономический эффект?

 

– Очень большая проблема заключается в том, что созданные индустриальные зоны в последующем не изучаются, никак не сопровождаются. Дело в том, что постинвестиционный период очень важен, потому что первые три года для каждой компании – это чувствительный период, когда только встаешь на ноги, завоевываешь какую-то долю рынка и так далее. У нас строятся предприятия, начинают работать, а потом останавливаются, потому что не был осуществлен просчет по сбыту, не были учтены риски –все эти вещи, на наш взгляд, должны оцениваться более тщательно на этапе отбора проектов. А на сегодня отбор проектов не регламентирован ничем, то есть нет никаких правил по отбору проектов в индустриальные зоны. Никто не смотрит, насколько этот проект эффективен, отсюда возникает вопрос об эффективности индустриальных зон в принципе.

 

Справедливости ради, я хочу сказать, что индустриальные зоны в Южно-Казахстанской области руководствуются конкретными рекомендациями, которые утверждены акиматом – это единственный документ, в котором мы увидели более детализированное понимание, как надо организовать индустриальную зону. То есть там расписано, что такое инфраструктура. Это, конечно, не закон, но это нормативный акт для региона, которым они руководствуются. Этот опыт мы обязательно учтем, будем рекомендовать его к использованию в других регионах.

Какую работу проводит Нацпалата в данном вопросе? Есть ли у НПП какие-то предложения касательно развития специальных экономических и индустриальных зон?

 

Вся законодательная регламентация индустриальных зон, на наш взгляд, должна лечь в проект Предпринимательского кодекса, который находится в Мажилисе. Этот кодекс вобрал в себя много законов, в том числе базовые положения закона о СЭЗ-ах. По аналогии с этим мы хотели бы предложить разработчикам включить соответствующий раздел по индустриальным зонам в проект кодекса. У нас уже есть конкретные наработки.

 

Что с индустриальными зонами, что с СЭЗ-ми очень остро стоит вопрос управления. Мы считаем, что сами индустриальные зоны нужно располагать на базе пустующих, не вовлеченных участков крупных предприятий. То есть, например, большое предприятие, у него простаивают какие-то цеха. Он их никак не использует, при этом ему надо их постоянно содержать, там есть инфраструктура и, в принципе, все готово для того, чтобы размещать производство. Это один из возможных вариантов развития индустриальных зон.

 

Второе. По управлению можно перенять опыт Турции и России, где существует единый оператор всех индустриальных зон. Это организация, которая разрабатывает стратегию развития индустриальных зон, определяет их ключевые направления, устанавливает правила игры. И очень важно, что для управления индустриальными зонами там привлекаются профессиональные управляющие компании. У нас за исключением логистических СЭЗ-ов, которыми управляет «Қазақстан темір жолы», основное управление находится в руках акиматов. Отсюда возникают сложности, потому что, насколько бы акимат не был оперативен, это бюрократия, определенные сроки и так далее.

 

По СЭЗ-ам большая проблема еще в том, что инфраструктура, которая предполагалась, вовремя не строится, то есть нет готовности у специальной экономической зоны с точки зрения технического отношения. Поэтому откладываются сроки реализации каких-то конкретных проектов. А все это почему? Потому что бюджет на создание инфраструктуры находится у акиматов. Они должны через все тендерные процедуры определить поставщиков, у поставщиков есть сроки, у генподрядчиков есть субподрядчики и так далее.  Наши российские и турецкие коллеги пошли по другому пути, привлекая профессионалов, которые имеют право распоряжения землей, определенные права по принятию решений по развитию этой специальной экономической или индустриальной зоны – это повышает эффективность. Можно судить по примеру Турции, где на территории их промышленных зон сосредоточено более 50 тысяч предприятий. Занято на этих предприятиях 1,6 млн человек, при том, что в секторе производства в целом в Турции занято 5 миллионов человек.

 

В Казахстане идет процесс создания индустриальных зон в разных регионах с разными подходами, нет единого четкого алгоритма. Мы, как Палата, исходим из того, что сейчас необходимо создать единого оператора по развитию индустриальных зон и СЭЗ, которым может выступить Нацпалата. Второе, полномочия по управлению индустриальными зонами, как и СЭЗ-ми, должно осуществляться с участием Палаты. В законе об НПП у нас есть такая функция, пока она не реализована, но это вопрос ближайшего будущего.

 

Сейчас, к сожалению, не созданы условия для развития индустриального девелопмента, который заключается в том, чтобы не просто реализовывать проект на территории индустриальной зоны, а, чтобы создание индустриальной зоны в принципе было самостоятельным инвестпроектом. То есть я как частный инвестор вкладываю деньги в создание индустриальной зоны. Я хочу получить определенный участок земли, инфраструктуру, остальное – мои инвестиции, я вкладываю в строительство производственных площадей, офисных зданий, создаю управляющую компанию, занимаюсь привлечением на территорию индустриальной зоны проектов и так далее. Частный промышленный девелопмент очень важен. И, в принципе, понимание есть у государственных органов, но для импульса к развитию этого направления, на наш взгляд, как минимум, требуется внесение кое-каких изменений в закон «Об инвестициях» с тем, чтобы рассматривать не только проект по производству чего-либо в индустриальной зоне с точки зрения инвестиционных преференций, а, в том числе, рассматривать сам проект по созданию частной индустриальной зоны как некий проект, который также требует поддержки государства хотя бы на начальном этапе. Мы знаем, что среди этих 50 индустриальных зон есть и частные, но, к сожалению, не могу сказать, что они эффективно начали работать. Это используется для собственных нужд какого-то предприятия, на территории которого ты можешь разместить свои производственные мощности.

 

Но владельцы частных индустриальных зон не ставят себе задачу привлекать на эту территорию новые проекты.

 

Процесс создания индустриальных зон продолжается. В этом году, по информации Министерства по инвестициям и развитию, создано 8 индустриальных зон, профинансирована инфраструктура – порядка 2,5 млрд тенге бюджетных средств.

 

– Подведем итог. В какие законодательные акты необходимо внести изменения, чтобы изменить ситуацию с СЭЗ-ми и индустриальными зонами?

 

– Задача по созданию индустриальных зон у всех акиматов сейчас на повестке дня стоит. И мы беспокоимся за то, что это превратится в такой перманентный процесс создания индустриальных зон ради создания индустриальных зон. Риск есть, потому что нет единого подхода, четких правил по отбору проектов и нет законодательной основы. Мы не за то, чтобы зарегламентировать каждый шаг, просто нужно прописать базовые вещи: Что такое индустриальная зона? Какие плюсы ты получаешь если ты участник этой индустриальной зоны? Какие обязательства берет на себя государство, какие – предпринимательское сообщество? Какую роль будет в этом играть Нацпалата? Как индустриальная зона будет управляться? И что мы будем иметь на выходе? Желание, конечно, и при создании СЭЗ-ов, и при создании индустриальных зон – это производство продукции на экспорт. Но сейчас мы видим, что настал момент проанализировать опыт, который накоплен с СЭЗ-ми. В Мажилисе сейчас находится законопроект о внесении поправок в закон о СЭЗ-ах, который мы тоже сейчас внимательно изучаем и надеемся, что какие-то подходы мы в этом законопроекте увидим.

 

Сейчас НПП работает над созданием Карты регионального развития. Это будет некий продукт Палаты, который определит перечень перспективных направлений развития предпринимательства в регионах. И мы бы хотели, чтобы при отборе проектов в индустриальные зоны посредством участия в этом процессе Палаты происходила увязка нашего видения по развитию регионов с этими проектами. Пока такой увязки нет.

 

Мы планируем в ближайшее время сформулировать свои предложения к предпринимательскому кодексу и оформить наше видение концепции развития индустриальных зон, включая развитие частных индустриальных зон и уже приступить к обсуждению с нашими коллегами из госорганов.

 

Источник: Palata.kz

Статьи по Теме

Кнопка «Наверх»