Бизнес и экономика

Казахстанский “Шелковый путь” пройдет мимо Латвии — через Литву

Учитывая постоянное наращивание транзита китайских грузов через Казахстан в Европу, казахстанские власти разработали новую мультимодальную логистическую цепочку, которая свяжет Восток и Запад. В проект, именуемый в Казахстане не иначе как “Новый Шелковый путь”, включен литовский порт Клайпеда — как один из перевалочных пунктов, пишут “Бизнес-ВЕСТИ”. Латвийские порты к транзиту китайских грузов решено не привлекать.

 

От Урумчи до Клайпеды

 

Масштабный проект будущего казахстанско-китайского транзита представил на днях президент АО КТЖ Экспресс Санжар Елюбаев. КТЖ Экспресс — стопроцентная “дочка” государственной компании Казахстанские железные дороги (Казакстан темир жолы — КТЖ), и является национальным мультимодальным грузовым оператором — единым в Казахстане центром оказания транспортно-логистических услуг.

 

Необходимость в подобном проекте казахстанские власти объясняют ожидающимся значительным ростом грузооборота. К 2020 году товарооборот между основными драйверами трансказахстанского транзита — Европой и КНР, увеличится до 1,2 трлн. долларов, полагают они.

 

В Астане планируют, что к 2020 году объем транзитного грузопотока через Казахстан должен возрасти почти в два раза — до 50 млн. тонн.

 

“За последние пять лет количество контейнерных перевозок и поездов увеличилось в 15 раз. В этом году мы планируем увеличение еще в два раза. Потенциал очень большой, существующие договоры уже есть. И в этом мы будем использовать всю нашу существующую логистическую инфраструктуру”, — заявил С.Елюбаев.

 

В рамках проекта предполагаются строительство и эксплуатация внутренней сети транспортно-логистических центров класса А в казахстанских городах: в Астане, Шымкенте, Актау, Актобе, Атырау, Костанае, Павлодаре, Уральске, Семее. Планируется расширение порта Актау на Каспийском море.

 

Очень важная часть проекта — грузовой хаб на территории СЭЗ “Хоргос — Восточные ворота” на границе с КНР. Этот перевалочный центр будет нацелен не только на транзитные функции, но также на функции по логистическим операциям для стран Таможенного союза, который позволит использовать все налоговые и таможенные преференции, чтобы проводить различные операции в сухой, логистической и таможенной зонах.

 

Планируя развитие по “лучевому принципу”, КТЖ Экспресс намерена работать в российских городах — Москве, Екатеринбурге, Новосибирске, а также в китайском Урумчи.

 

Кроме того, компания собирается увеличить зону своего присутствия на международном рынке транспортно-логистических услуг. Для этого будет использован уже функционирующий совместный казахстанско-китайский терминал в порту Ляньюнгана (КНР), а также будут начаты подобные проекты в Литве, Иране и Индии. “АО КТЖ Экспресс планирует участие в терминальной деятельности портов в Клайпеде (Литва), Бандера-Аббасе (Иран) и Мумбаи (Индия)”, — заявило руководство казахстанской компании.

 

В обход Прибалтики

 

А между тем латвийской транзитной отрасли грузы из Китая пришлись бы как нельзя вовремя. Почти все порты стран Балтии в последние годы демонстрируют снижение грузооборота, связанное с тем, что основной отправитель грузов -— Россия — постоянно наращивает мощности своих собственных морских ворот.

 

Так, в январе — апреле 2015 года общий грузооборот портов стран Балтии сократился на 6,5% и составил 53,2 млн. тонн грузов.

Меньше всего грузов прошло через эстонские порты — 23,8%, латвийские морские гавани перевалили 49,3% всех грузов, литовские — 26,9%. За первые четыре месяца 2015 года (по сравнению с тем же периодом 2014 года) грузооборот вырос только у литовских портов.

 

Объем перевалки в портах Литвы составил 14,3 млн. тонн, что на 2,4% больше, чем в прошлом году. Грузооборот латвийских портов снизился на 3,9%, до 26,3 млн. тонн. Больше всех потеряли эстонские порты: их суммарный грузооборот составил 12,6 млн. тонн, что на 18,6% меньше, чем в 2014 году.

 

Отметим, что по грузообороту среди прибалтийских портов лидирует Рижский порт, который перевалил 14,1 млн. тонн грузов, что на 4,7% больше, чем в прошлом году. На втором месте — литовский Клайпедский порт с 12,2 млн. тонн грузооборота (плюс 2,4% к прошлогодним показателям). Третьим стал Вентспилсский порт, который перевалил 9,9 млн. тонн (-13,9%), четвертым — Таллинский порт с 8,3 млн. тонн (-21%) переваленных грузов.

 

“Санкционный режим и политическая ситуация ускоряют процесс переориентации российского грузопотока с прибалтийских портов на морские гавани Петербурга и Ленобласти. Эксперты оценивают потери прибалтийских соседей от переориентации российских нефти и нефтепродуктов на порты Северо-Запада РФ в 120 млн. долларов в 2015–2016 годах”, — указывает REGNUM.

 

Не все так плохо?

 

Впрочем, есть мнение, что все не так плохо, и российские частные компании, в разрез с государственными установками, по-прежнему не прочь использовать возможности транзита через страны Балтии. Да, в последнее время в России все чаще звучат голоса о необходимости полной переориентации своего экспорта на российские порты. Но одно дело — громкие заявления политиков, другое — интересы конкретного бизнеса. Так, например, полагают латвийские спецслужбы.

 

“Подобная риторика со стороны России звучит уже несколько лет, — сообщает в своем недавнем годовом отчете Полиция безопасности Латвии, — и в последнее время она еще более усилилась. Однако для реализации этой идеи необходимы существенные инвестиции в развитие инфраструктуры, что может противоречить экономическим интересам российских предприятий, а также заметным попыткам России укрепить свое экономическое влияние в соседних странах. В прошлом году российские предприятия продолжали укреплять свое присутствие в сфере латвийского транзита, что указывает на желание предпринимателей этой страны использовать транзитный коридор Латвии и в будущем”.

 

Источник: Бизнес&Балтия

Статьи по Теме

Кнопка «Наверх»