Репрессивный аппарат Саудовской Аравии ударил по McKinsey
После ряда публикаций в этом году о ее сотрудничестве с автократическими режимами в Саудовской Аравии, Китае и в других местах консалтинговая фирма McKinsey подверглась резкой критике, передает “Вести.Экономика”.
Но из истории, опубликованной в пятницу в Wall Street Journal, становится ясно, что бывший партнер консалтинговой фирмы находится под стражей в саудовской тюрьме со времен печально известной “антикоррупционной чистки” кронпринца Мухаммеда бин Салмана.
Однако, вместо того чтобы защищать своего сотрудника, McKinsey, очевидно, разорвала связи с Хани Ходжа, основателем Elixir Consulting, местной фирмы, которую приобрела McKinsey, сделав Ходжу партнером этой фирмы. Физическое насилие и арест Ходжи подчеркивают проблему “этических затруднений, с которыми сталкиваются многонациональные компании, работающие в Саудовской Аравии”, заявила WSJ. И, конечно, новости о задержании партнера McKinsey по обвинениям в “коррупции”, подтверждения которым пока не найдено, могут возродить некоторую международную критику по поводу ужасной ситуации с правами человека в королевстве, по мере того как споры по поводу убийства Джамала Хашогги начали стихать.
Хотя обвинения против Ходжи обнародованы не были, он был задержан по подозрению в коррупции, взяточничестве и заговоре с целью свержения правительства Саудовской Аравии.
Тем не менее McKinsey планирует продолжать работать на правительство Саудовской Аравии. Что характерно, фирма подчеркнула, что не покупала фирму Ходжи из-за его связей с саудовским государством.
Представитель McKinsey заявил, что фирма продолжает платить Ходже согласно условиям его контракта. Пресс-секретарь отказался сообщить, почему работа Ходжи прекратилась во время его отсутствия.
Недавние события, такие как убийство Хашогги, заставили McKinsey и другие компании определиться с тем, хотят ли они остаться в Саудовской Аравии. McKinsey, которая отмечает, что планирует остаться, начала работать в саудовской государственной нефтяной компании в 1974 г. и на протяжении десятилетий установила глубокие связи в правительстве и частном секторе.
Ходжа был вывезен из Ritz Carlton в начале этого года. С тех пор даже его бывший работодатель не мог определить его местонахождение.
Задержанные, в том числе Ходжа, первоначально содержались в отеле Ritz-Carlton в Эр-Рияде. Некоторые были освобождены, после того как выплатили штрафы или передали имущество правительству. Другие, такие как Ходжа, были переведены в центры содержания под стражей, где в последние месяцы заключенных, в том числе ряд правозащитников, избивали, сообщило издание в ноябре.
Представитель McKinsey сказал, что фирма не знает, где находится Ходжа, также ему неизвестно о том, что Ходжа подвергся физическому насилию.
“Мы запросили информацию у властей. Стремимся узнать больше и поддерживаем постоянный контакт с семьей Ходжи”, – ответил представитель по электронной почте.
Ходжа получил образование в США, прежде чем вернулся в королевство, где работал в сфере маркетинга в компании Proctor & Gamble много лет, прежде чем решил уйти и основать свою консалтинговую компанию в 2005 г. Цель Elixer заключалась в помощи стартапам Саудовской Аравии.
Согласно сообщениям до своего ареста он был убежден, что саудовские фирмы способны диверсифицировать экономику королевства, зависимую от нефти (что, по идее, должно было сделать его союзником кронпринца).
После заключения сделки с McKinsey Ходжа продержался всего шесть месяцев, затем начались антикоррупционнные чистки кронпринца. Во время его ареста McKinsey решила не сообщать об этом.
Консультанты Elixir узнали об аресте Ходжи из сообщений WhatsApp от него, по словам человека, видевшего сообщение.
“Не говорите об этом никому”, – написал тогда Ходжа в группу WhatsApp. Это было последнее сообщение от него.
McKinsey не сделала публичных заявлений об аресте. Она заменила Ходжу, занимавшего раньше пост гендиректора Elixir, руководителем McKinsey из Дубая. Фирма продолжала работать на правительство принца Мухаммеда.
Учитывая жестокое обращение, которому подвергся Ходжа, интересно, сколько еще сотрудников McKinsey пострадают от рук правительства, прежде чем фирма пересмотрит свое решение продолжать вести бизнес в королевстве.
Источник: “Вести.Экономика”