Общий евразийский рынок – «окно» возможностей для бизнеса
29 мая исполняется год, как Президенты Казахстана, Беларуси и России подписали Договор о создании Евразийского экономического союза.
Как известно, Национальная палата предпринимателей РК «Атамекен» поддержала подписание данного документа. Можно ли сегодня, по истечении года, говорить о том, какую выгоду получили предприниматели от создания ЕАЭС, почувствовали ли они преимущества общего евразийского рынка?
На эти и другие вопросы мы попросили ответить заместителя Председателя Правления Национальной палаты предпринимателей РК «Атамекен» Рахима ОШАКБАЕВА.
– Создание Евразийского экономического союза предусматривает дальнейшую интеграцию в рамках общего рынка. В настоящее время с учетом расширения общий рынок ЕАЭС включает в себя 182,1 млн. человек с валовым внутренним продуктом в 2,2 трлн. долл. США и внешнеторговым оборотом в 1 трлн. долл. США. Данные показатели характеризуют огромный потенциал для развития казахстанского экспорта.
Договором о ЕАЭС созданы все условия для роста объемов взаимной торговли и инвестиций, развития деловых связей между странами.
Вместе с тем Евразийский экономический союз начал свою работу в крайне непростых внешних условиях. Поэтому результаты 2015 года могут быть не столь масштабны и очевидны, как в предыдущие годы.
Если говорить о конкретных цифрах, то в 1 квартале 2015 года объем экспорта Республики Казахстан в страны ЕАЭС снизился на 31,1%.
Однако эти цифры напрямую не связаны с созданием Евразийского экономического союза. Свое влияние оказывает кризисный фон развития российской экономики, связанный с санкциями. Наибольшие трудности наша экономика испытала в результате падения курса российского рубля.
– НПП также приняла активное участие в подготовке проекта Договора о Евразийском экономическом союзе. Казахстанское бизнес-сообщество участвовало в переговорном процессе, и в целом, в выработке позиции Казахстана по различным разделам договора. Можно ли более подробно рассказать о проведенной работе? Все ли предложения НПП были приняты и вошли в проект Договора? В каких сферах удалось добиться каких-либо «преференций» для казахстанских предпринимателей, а в каких вопросы еще остаются открытыми?
– Бизнес-сообщество Казахстана через Национальную палату предпринимателей РК напрямую участвовало в выработке казахстанской позиции по проекту Договора о ЕАЭС. Сейчас мы также вовлечены в разработку документов в соответствии с Договором о ЕАЭС.
Мы искренне благодарим Правительство Республики Казахстан за предоставленную возможность на самом высоком уровне участвовать в переговорном процессе и отстаивать интересы бизнеса.
Палата официально внесла в Правительство свыше 120 замечаний и предложений по проекту Договора о ЕАЭС. В итоге около 90%, т.е. подавляющее большинство предложений бизнеса стали официальной позицией казахстанской переговорной группы и вошли в итоговую редакцию Договора о ЕАЭС.
Ключевым достижением можно считать то, что нам удалось не допустить сужения возможностей применения государственной поддержки предпринимательства.
Пересмотрены ранее существовавшие договоренности в рамках Единого экономического пространства, и мы добились права применять специфические промышленные субсидии без предварительного согласования с Евразийской экономической комиссией.
В перечень изъятий по спецсубсидиям были включены действующий режим «свободного склада», вопрос о промышленной сборке, а также субсидирование по Дорожной карте бизнеса-2020.
Также закреплена возможность реализации политики поддержки отечественных поставщиков при госзакупках, закупках квазигосударственного сектора, недропользователей. Данные изъятия будут действовать до окончания переходных периодов в соответствии с условиями присоединения Республики Казахстан к ВТО.
Также нам удалось вернуть на национальный уровень вопрос установления исключительных тарифов, которые ранее в рамках законодательства ТС предусматривались на уровне Комиссии. То есть сейчас каждая страна сама устанавливает исключительные тарифы.
В условиях спада деловой активности возможность определения понижающего коэффициента на перевозки на том или ином участке является одним из наиболее эффективных инструментов поддержки отечественных производителей.
– Какие еще возможности существуют для бизнеса в рамках Договора о ЕАЭС? Реализуется ли на деле принцип свободного движения товаров, услуг, капитала и труда?
– Хочу заметить, что в основе Договора о Евразийском экономическом союзе лежит договорно-правовая база Таможенного союза и Единого экономического пространства.
Основным принципом ЕАЭС является обеспечение свободы движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы.
В части движения товаров существенных изменений для предпринимателей не произошло, поскольку Таможенный союз продолжил свою работу.
Стоит отметить, что Договором о ЕАЭС обеспечивается открытие рынка государственных закупок через предоставление национального режима поставщикам других государств-членов.
Важно, что мы обозначили сроки создания общих рынков в отдельных отраслях экономики. К примеру, с 1 января 2016 года начнут работу общие рынки лекарственных средств и медицинских изделий, с 1 июля 2019 года – общий электроэнергетический рынок, с 1 января 2025 года – общие рынки газа, нефти и нефтепродуктов.
Договором о ЕАЭС были заложены концептуально новые подходы в сфере регулирования торговли услугами. С 1 января 2015 года в 43-х секторах услуг начал действовать Единый рынок услуг. В этих секторах услуг предпринимателям государств-членов ЕАЭС предоставлен максимальный уровень свободы для поставки и получения услуг. Предприниматели могут оказывать услуги без дополнительного учреждения юридического лица, а также имеют право на взаимное признание лицензий, разрешений и квалификаций.
Осуществление инвестиций в рамках ЕАЭС предполагает предоставление национального режима, защиту прав инвесторов, возмещение ущерба и гарантии. В Договоре о ЕАЭС прямо прописан порядок разрешения инвестиционных споров.
Именно в развитии инвестиционного сотрудничества мы видим окно возможностей в рамках ЕАЭС, поскольку у Казахстана наиболее привлекательная регуляторная среда. Это связано, прежде всего, с низким налогообложением, упрощенным администрированием, процедурой регистрации бизнеса, развитием электронных услуг.
Важным направлением также является создание общего рынка финансовых услуг. В 2025 году в Казахстане планируется создание наднационального органа по регулированию финансового рынка. Принимая во внимание планы по созданию финансового центра «Астана», наднациональный орган по регулированию финансового рынка будет расположен в г. Астана.
– Каковы экономические результаты ЕЭП?
– В целом, объем взаимной торговли товарами в рамках ЕАЭС за 2014 год составил 57,4 млрд. долл. США, что на 11% ниже уровня 2013 года.
Экспорт Республики Казахстан в Республику Беларусь сократился почти в 2 раза, в Российскую Федерацию – на 11,9%. Объемы экспорта Республики Казахстан в Российскую Федерацию сократились по минеральным продуктам на 1%, металлам и изделиям из них – 14,3%, продукции химической промышленности – на 5,2%, продовольственным товарам – на 42,7%.
Импорт из Российской Федерации снизился на 23,6%. Таким образом, растущий импорт со стороны Российской Федерации, в связи с ослаблением курса рубля, не подтверждается официальной статистикой.
Негативное влияние на взаимную торговлю Казахстана со странами ЕАЭС оказывают нестабильные внешние условия. При этом стоит отметить, что падение мировых цен на сырье приводит к тому, что по отдельным товарам товарооборот в денежном выражении сокращается, но физические объемы продолжают расти.
Вместе с тем можно отметить изменение структуры экспорта в сторону увеличения доли обработанных товаров. Также растет экспорт продовольственных товаров в страны ЕАЭС: зерно, мясо, молоко, кондитерские изделия.
Выход на евразийский рынок является дополнительным конкурентным преимуществом в борьбе за привлечение иностранного капитала. В 2014 году в Казахстан было привлечено 23,9 млрд. долл. США от иностранных прямых инвесторов. Из России в Казахстан вложено 1,5 млрд. долл. США в виде прямых инвестиций: для сравнения в 2010 году сумма была в 1,5 раза меньше.
Источник: Palata.kz