Зачем России “Турецкий поток”
“Турецкий поток” и “Южный газовый коридор” имеют разные цели, и не будут создавать друг другу острой конкуренции, считает глава энергетического департамента Института энергетики и финансов России Алексей Громов, сообщает Trend.
«Россия за счет реализации проекта “Турецкого потока” планирует не увеличить свое присутствие на европейском рынке, а лишь переориентировать поставки газа с украинского направления на другое направление. Острой конкуренции между этими проектами я не вижу.
Во всяком случае, в рамках тех масштабов проектов, о которых сегодня говорится», – сказал Trend Громов.
По словам эксперта, “Южный газовый коридор” в свою очередь не вытеснит российский газ из европейских стран, но позволит им диверсифицировать свои источники поставок газа.
«Диверсификация источников поставок природного газа является благом для Европы. Это общая линия развития энергетики и газовой отрасли во всем мире», – сказал он.
По словам Громова, в ближайшей перспективе Европа вынуждена будет наращивать импорт природного газа, так как не смотря на некоторое внутреннее сокращение потребление газа в последние годы, добыча собственного газа в Европе падает еще более быстрыми темпами.
«Мы не питаем иллюзий, что Европа будет брать дополнительные объемы газа из России, учитывая политическую ситуацию, которая складывается вокруг Украины и взаимоотношений России и ЕС», – сказал он.
По словам эксперта, эти дополнительные объемы для покрытия собственной падающей добычи, Европа будет брать из других источников, в том числе Азербайджана, а в дальнейшем возможно и Ирана и Туркменистана.
Громов напомнил, что строительство Турецкого потока предполагается осуществлять в несколько стадий.
«Проект предполагает строительство четырех ниток газопровода мощностью по 15-16 миллиардов кубометров каждый. Никто нам не запрещает реализовать его частично. Т.е. в зависимости от рыночной конъектуры мы можем проложить не 4 трубы, а одну или две. И в этом случае мы добьёмся тех целей, которые хотим, т.е. уйдем от транзита российского газа через территорию Украины на другое направление», – сказал он.
Решение относительно дальнейшей реализации проекта будет зависеть от конъектуры европейского газового рынка в ближайшей перспективе, сказал эксперт.
Громов отметил, что с точки зрения законов ЕС, никаких препятствий для строительства Турецкого потока и перевода транспортировки газа с украинского направления на турецкое нет, и он никак не противоречит требованиям Третьего энергетического пакета ЕС. По его словам, Газпром также не намерен нарушать условия долгосрочных контрактов на поставку российского газа в европейские страны. Если Газпром предложит другой вариант доставки газа до пункта назначения при сохранении объемов, то никакого нарушения с российской стороны не будет, сказал эксперт.
В то же время, по словам Громова, возникает вопрос, как газ будет поставляться в эти европейский страны от на точки его входа в европейскую газотранспортную систему на границе с Турцией. Эксперт отметил, что для реализации таких поставок, заинтересованные страны должны сейчас согласовать строительство газотранспортных систем, адаптированных под новый Турецкий поток на своей территории.
«Это также не противоречит требованиям Третьего энергетического пакета. Это вопрос двухсторонних договоренностей Газпрома и стран, у которых заключены контракты на поставку российского газа через Украину. Вопрос в том будут ли достигнуты решения в этом направлении или нет», – сказал эксперт.
“Южный газовый коридор” является одним из приоритетных для ЕС проектов, который предусматривает транспортировку газа из Каспийского региона через Грузию и Турцию в европейские страны.
На первоначальном этапе газ, который будет добываться в рамках второй фазы разработки азербайджанского газоконденсатного месторождения “Шах Дениз”, рассматривается в качестве основного источника для проектов “Южного газового коридора”. На более позднем этапе к проекту могут быть подключены и другие источники.
Газ в рамках второй стадии разработки месторождения будет экспортироваться в Турцию и на европейские рынки путем расширения Южнокавказского газопровода и строительства Трансанатолийского (TANAP) и Трансадриатического (TAP) трубопроводов.
Автор: Елена Косолапова
Источник: Trend