Европа: «пенсы» бьются за каждый пенс
Фото: investor100.ru
Проект пенсионной реформы в России, разработанный правительством страны, вызвал ожесточенные дискуссии в самых разных слоях населения. Для объяснения необходимости предстоящего «хирургического вмешательства» властям пришлось прибегнуть даже к такой экстраординарной мере, как обращение президента к народу, применявшейся в последние 18 лет до этого момента лишь трижды. О том, какова ситуация с пенсионным обеспечением в Европе — в материале EADaily.
«Хороший дом, хорошая жена — что еще нужно человеку, чтобы встретить старость?»
Как показывает статистика, приводимая специализированным испанским изданием El Economista, граждане стран Евросоюза уходят на пенсию по старости, в среднем, достигнув возраста 63-х лет. Размеры государственной пенсии в Европе ощутимо варьируется — от чуть более 400 евро в Португалии до 1500 евро в Швеции. При этом у пенсионеров государственные выплаты могут являться не единственным доходом. Не запрещается вкладывать свои деньги в виде инвестиций в какие угодно проекты, но при этом пенсионные системы стран ЕС предписывают работающему населению отчислять определенный процент заработной платы в государственную систему социального страхования в обязательном порядке.
Неважно, сам ли работник это делает или за него платит работодатель. И вне зависимости от того, на каком предприятии трудится конкретное лицо — частном, государственном или же имеет статус индивидуального предпринимателя.
Понятно, что если говорится, что цифры средние, то денежное содержание далеко не у всех одинаково. Естественно, что размер пенсии зависит не только от стажа, но и в значительной степени от той заработной платы, которую каждый конкретный пенсионер получал, трудясь на своем рабочем месте.
Например, минимальная государственная пенсия в Испании составляет 789 евро, средняя — 1077,5 евро. Коэффициент замещения пенсии (КЗП), то есть соотношение между размером денежного содержания лица, находящегося на заслуженном отдыхе, и его же заработной платой, составляет 81,8%. Это один из самых высоких показателей по странам, входящим в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
В Ирландии максимальный КЗП составляет 72%, однако для тех, кто получал зарплату, превосходящую среднюю в полтора раза, ставка пенсионного замещения находится на уровне 32,4%. То есть, чем больше вы зарабатывали на производстве (в офисе), тем меньший процент от зарплаты государство вам предложит в качестве денежного содержания в период нахождения на заслуженном отдыхе. Ценить дорого «отработанный материал» — как видим, не в правилах государств Европы.
Статистика ОЭСР (Организации экономическоого сотрудничества и развития) утверждает, что средняя норма КЗП по странам, входящим в этот конгломерат — 36,6%. Однако за счет дополнительных пенсий, формируемых взносами граждан в приватные пенсионные фонды, средний коэффициент поднимается до 55,8%. Но не стоит забывать, что накопления в частных фондах — не забота государства.
Любопытно, что страны, расположенные в северной части Европы (Швеция, Норвегия, Нидерланды, Великобритания) тяготеют к комбинированной пенсии, причем приватная часть может достигать в их случае половины общего размера ежемесячного содержания пенсионера. В южной части Европы больше акцент на государственную составляющую.
В Греции размер пенсий уменьшился на 40% еще в 2010 году после подписания правительством страны первого пакета спасения государства от банкротства. В настоящее время средний грек пенсионного возраста (от 60 и старше) получает из казны 722 евро в месяц. Важно отметить, что примерно у половины греческих семей пенсия одного из их членов — единственный вид заработка на всю «ячейку общества».
В Польше средняя пенсия составляет 500 евро в месяц. Женщины уходят на заслуженный отдых в 60 лет, мужчины — в 65. Португальцы выходят на пенсию по старости, как правило, не раньше 66, а средний показатель при этом равен 69 годам.
Государственная пенсия в Великобритании — одна из самых низких в Европе — 122 фунта в неделю. То есть, в месяц британский пенсионер получает от правительства 550 евро (в пересчете на валюту еврозоны). КЗП в Соединенном Королевстве составляет всего 29%. С учетом взносов в добровольные (частные) пенсионные фонды и последующее получение дополнительного содержания от них, этот показатель в Великобритании вырастает до 52%.
Испания: для погашения одних долгов надо залезть в другие
У испанской системы соцстраха, ведающей пенсионными выплатами, ситуация еще круче — на 2018 год требуется 144 миллиарда евро на выплату пенсий. По всем собственным «сусекам» удается наскрести лишь 115 миллиардов. Остальные можно было бы по привычке взять взаймы у Минфина, как это делалось в последние шесть лет, пока у власти стояло правительство, сформированное Народной партией. Но… Как известно, во Дворец Монклоа (резиденция испанского Совмина) в июне нынешнего года пришла «новая метла», которая метет по-новому. Пытаясь жестко уложиться в нормы дефицита бюджета, что Испанией при Мариано Рахое не соблюдалось.
Вообще говоря, народникам за полтора срока у власти удалось не только спасти от краха банковскую систему, но и увеличить государственный долг страны с 70% ВВП до 98% или более чем на 400 миллиардов евро (для сравнения — годовой ВВП Испании составляет чуть более 1 триллиона евро).
О необходимости проведения пенсионной реформы в Испании твердят уже лет 15. Число пенсионеров в Испании с 2005 по 2017 гг росло на 125 тысяч ежегодно. В целом за это время количество лиц, находящихся на заслуженном отдыхе, выросло на 1,6 миллиона. Это в стране с населением 47 млн. Из 19 млн лиц трудоспособного возраста, официально зарегистрированных в органах социального обеспечения, более 3 миллионов — безработные (16%).
Население страны практически не растет. Более того, несколько лет подряд оно, пусть не катастрофически, но уменьшалось. Вся надежда поправить демографическое здоровье государства — только на иммигрантов, которые размножаются быстрее испанцев, но при этом особой тяги к работе «в белую» не демонстрируют. Конца-края дебатам о пенсионной реформе не видно и увеличение возраста выхода на пенсию по старости — единственное, что удалось сделать в этой сфере.
Планка пенсионного возраста в пиренейском королевстве до июля 2011 года находилась на уровне 65 лет, как для мужчин, так и для женщин. Однако в период борьбы с кризисом и рецессией, а также руководствуясь общей довольно плачевной демографической ситуацией, испанский парламент принял закон о постепенном увеличении возраста выхода на пенсию по старости до 67 лет.
Каждая из политических партий, баллотирующаяся в испанский парламент (и претендующие на формирование правительства — в особенности), обещания повысить пенсии считает обязательным пунктом избирательной программы. Правда, размеры предполагаемых прибавок — микроскопические, измеряющиеся десятыми долями процента. Зато шума и демонстрации заботы о пожилых — через край.
Прожиточный минимум в стране установлен на уровне 645 евро, то есть со средней пенсией жить вполне можно. Жаже в случае, когда пенсионер — единственный кормилец в семье (что нередко, учитывая уровенб безработицы в стране). Пока правительство не рискует объяснить гражданам, что им все-таки придется затянуть пояса, ибо существовать за счет постоянного увеличения госдолга — значит жить за счет будущего поколения.
Германия: пенсионный рай, оказавшийся «потемкинской деревней»
Средняя пенсия по старости в Германии, как свидетельствует статистика ОЭСР, 1003 евро. Впечатление от вполне приличной цифры портят данные Федерального министерства труда и социальных дел, свидетельствующие, что 48% всех государственных пенсий Германии составляют менее 800 евро в месяц, а 62% – ниже 1000. Среди женщин-пенсионерок 800 евро и меньше получают 64%. При этом порогом бедности в Германии считается доход менее 969 евро в месяц.
Месячный прожиточный минимум (включая квартплату, расходы на свет, отопление, газ, водоснабжение, уборку мусора, продовольственную корзину и не считая трат на посещение парикмахерских, получение образования, обслуживание автомобиля, заправку его топливом и т. д.) составляет 1240 евро.
Федеральное правительство вынуждено было обнародовать эту информацию в начале июля нынешнего года после получения парламентского запроса от левых (Die Linke), одной из партий, чья фракция состоит в оппозиции правящей коалиции из христианских демократов и социал-демократов.
Сабина Циммерманн, глава парламентского комитета по делам семьи, пожилых людей, женщин и молодежи, отмечает:
«Федеральное правительство Германии утверждает, что в стране есть только один миллион пожилых людей, которые зависят от базовой социальной помощи, но исследователи бедности указывают, что таких пенсионеров почти три миллиона». Если пенсионер обращается к государству за субсидиями, он теряет все пенсионные накопления, созданные из отчислений за время работы.
«Качество жизни не прекращает снижаться. У нас высокий процент иностранцев. Субсидирование беженцев создает конфликт „домашних“ пенсионеров с общей массой пришельцев».
«Демографический кризис в Германии вносит свой вклад в это: если в настоящее время на каждого гражданина Германии старше 65 лет приходится три гражданина трудоспособного возраста, то в 2050 году этот коэффициент будет составлять только два к одному.
Существует неопределенность в отношении жизнеспособности немецкой государственной пенсионной системы», — говорится в докладе фонда «Новая социальная рыночная экономика».
Франция: между социальным раем и финансовой пропастью
КЗП во Франции составляет 61%. Средний размер пенсии — 1086 евро в месяц. При прожиточном минимуме в 1254 евро. Неплохо, в принципе, если бы не дефицит пенсионной системы, который еще в 2011 году насчитывал 14 миллиардов евро в год, а в 2020, по подсчетам экономистов, превзойдет 20 миллиардов.
Французы — наиболее недовольные из всех европейцев возрастом выхода на пенсию. Еще недавно они отправлялись на заслуженный отдых в 60 лет, но в 2018 году потолок подняли до 62, а с 2019 — до 66. К 2023 году набросят еще год. И это не предел: из-за роста средней продолжительности жизни в стране планка пенсионного возраста тоже будет подниматься.
По данным французского экономического интернет-издания Finances Publiques, в период 2006 — 2010 число пенсионеров во Франции увеличивалось ежегодно на 360 тысяч человек. После внесения изменений в пенсионное законодательство (и в основном благодаря повышению возраста выхода на покой по старости) в период с 2011 по 2016 количество французских пенсионеров росло, в среднем, на 182 тысячи. В настоящее время на одного пенсионера приходится 1,72 работающих. В 2004 году это соотношение было 1:2,03.
Пенсионные расходы составляют 13,4% годового ВВП страны. Французская пресса регулярно пишет, что «Макрон намерен покончить с социальным раем, иначе страна улетит в финансовую пропасть». До пропасти — не так уж и далеко: государственный долг страны приближается к 100% ВВП, составившему по итогам 2017 года 2,246 трлн евро.
Италия: «Будем жить до 100 лет. Если выживем»
«В плане роста продолжительности жизни перспективы Италии просто блестящие, — пишет издание Il Foglio. — Если для тех, кто родился в 1947, средняя продолжительность жизни составляет 85 лет, то для родившихся в 1957 она вырастает до 88, а для уроженцев 1967 — до 91 года. Превосходно! Появившиеся на свет в 2007 будут жить в среднем до 103 лет. При таких темпах роста прослойки пенсионеров в общем населении, в 2050 году, если все пенсионное законодательство оставить „как есть“, на выплаты вышедшей на отдых неработающей части народа потребуется на 25% больше денег, чем работающая часть отчислит в соцстрах. Мы точно выживем?»
Видов пенсий в Италии большое количество. В целом их можно разделить на две большие категории:
1. Социальные пенсии, представляющие собой помощь государства лицам, считающимся нуждающимися и социально незащищенными. В эту категорию входят: пенсии по инвалидности, выплаты пожилым людям, не имеющим дохода, помощь семьям, имеющим низкий доход.
2. Трудовые пенсии, то есть средства, выплачиваемые жителям страны в размерах, зависящих от общего трудового стажа, его непрерывности, размера заработной платы и т. п. В эту категорию входят пенсии по: потере кормильца; выслуге лет; старости; постоянной инвалидности. Сюда же можно отнести пенсию, выплачиваемую лицу, проживающему в Италии, но определенный период времени трудившегося в другом государстве (выплачивается на основе конвенции о взаимозачете трудового стажа между Италией и другими странами).
Пенсионный возраст в стране рассчитывается на основании средней продолжительности жизни населения. Размер пенсии определяется размером взносов. В последний раз возраст выхода на пенсию по достижению старости корректировался в 2012 году (изменения в законодательстве вступили в силу 1 января) — планка тогда была установлена на уровне 66 лет с перспективой постепенного подъема до 67 лет к 2021 году.
До 2012 года в пенсионном законодательстве отсутствовало такое понятие, как «досрочный выход на пенсию». Шесть лет назад это стало возможным, но при соблюдении некоторых условий: выработке трудового стажа и не менее чем 20-летнем непрерывном сроке выплат взносов в пенсионный фонд. Для тех, кто хотел бы прекратить свою трудовую деятельность раньше 62 лет, существует препятствие в виде системы штрафов.
Минимальная пенсия в Италии в 2017 году составляла 501,89 евро при КЗП 81%. Так как в стране очень развита традиция накопления средств на старость в различных частных фондах, итальянские пенсионеры не бедствуют: с учетом всех возможных источников средняя пенсия итальянца в 2017 году составляла 1709 евро.
Дело не в пенсии. А в ее размере
Суть телеобращения Владимира Путина на бытовом уровне можно выразить словами героя «Иронии судьбы»: «Я — врач. Мне иногда приходится делать пациенту больно, чтобы потом ему было хорошо».
Ситуация в странах Европы от российской в большинстве случаев не отличается ничем: те же проблемы с увеличением пенсионного возраста и нежеланием работодателей принимать на работу пожилых людей. Отличие состоит только в размерах выплачиваемых пенсий: европейцы чаще получают больше россиян. Но для многих стран такое благополучие можно считать пирровой победой: растущий дефицит государственных пенсионных фондов и ухудшение демографической ситуации угрожает им банкротством.
Кроме того, как уже отмечалось, средний уровень пенсий в европейских странах в большинстве случаях ниже установленного в них прожиточного минимума. В России прожиточный минимум на душу населения составляет 10 328 руб.; для трудоспособного населения — 11 160 руб.; для пенсионеров — 8496 руб. Размер средней пенсии в июле 2018 года по данным портала bankiros.ru достигал 13 345 руб (то есть, выше прожиточного минимума) при среднем КЗП 31,3%
Как видится из информации, приведенной выше, повышение пенсионного возраста — необходимость для абсолютного большинства государств Европы (Америки и Азии, кстати, тоже, но сейчас не о них). Необходимость, несмотря на ворчание населения, им понимаемая и адекватно воспринимаемая. Если и протестуют европейские пенсионеры и кандидаты в эту категорию, то только лишь потому, что жизнь вокруг хороша и потому хочется жить хорошо. А это при малом размере денежного содержания — далеко не всегда возможно. Вот и бьются «пенсы» за каждый пенс (цент, копейку) прибавки к своему жалованью.
Автор: Владимир Добрынин, Мадрид
Источник: EADaily