Бизнес и экономика

Австралия продолжит борьбу в атмосфере торговых трений

Австралия продолжит борьбу в атмосфере торговых трений

 

Экономисты не согласны по многим вопросам, но они абсолютно едины во мнении, что политика протекционизма вредит мировой экономике. Тарифы не только влияют на мировые торговые потоки, но, что не менее важно, на уровень доверия и инвестиционные решения.

 

Как страна с небольшой открытой экономикой, Австралия выстояла, несмотря на угрозу американо-китайской торговой войны. В этом квартале австралийский рынок акций был вторым по показателям в Азиатско-Тихоокеанском регионе, чего не скажешь об австралийском долларе.

 

Австралия продолжит борьбу в атмосфере торговых трений

 

Причина явной опережающей динамики австралийского рынка акций не вызывает опасений и, вероятно, заключается в отражении замкнутого характера ASX 200.

 

Акции с высокими индексами – это акции банков, и изменения этих акций, в основном, связаны с внутренним кредитованием, регулированием и конкуренцией. Другим крупным участникам ASX 200, зависящим от экспорта ресурсов, выгоден слабый австралийский доллар и более низкие цены на товары. Тенденция к снижению курса, скорее всего, сохранится, так как разница в доходности между США и Австралией растёт, а Резервный банк Австралии всё ещё откладывает повышение ставок. Австралийский доллар будет по-прежнему находиться под влиянием торговой напряжённости, особенно если учесть, что эту валюту нередко рассматривают как инструмент воздействия на Китай.

 

Если представить, что товары на сумму 50 млрд долл. США, импортируемые в Китай, облагаются тарифами в 25%, то США потеряет примерно 0,15% от роста реального ВВП, что может способствовать росту инфляции. В таком случае влияние на Австралию будет минимальным. Однако, если протекционизм перерастёт в мировую торговую войну, ущерб для Австралии может быть гораздо серьёзнее. Воздействие от объявленных тарифов будет незначительным, и больше опасений вызывает набирающий обороты популизм, который выходит из-под контроля на мировом уровне.

 

У Австралии тесные связи с Китаем. В прошлом году более 36% поставок из страны были отправлены в Китай, а это 8% от ВВП. Растущая напряжённость между США и Китаем беспокоит Австралию, так как её экономика сильно зависит от экспорта угля, железной руды и образования в Китай. К тому же Австралия – давний союзник США.

 

Китаю нужны не только основные металлы: объём экспорта услуг из Австралии в Китай в среднем рос на 15% в год последние десять лет. Кроме того, туризм на подъёме – в прошлом году в Австралию приехали 1,4 миллиона китайских туристов, и траты гостей из Китая составляют около 25% от общих расходов туристов. По данным Австралийского бюро статистики, экспорт вина, витаминов и других высококачественных австралийских продуктов в стоимостном выражении увеличивается на 40% в год.

 

Неудивительно, что недавно глава Резервного банка Австралии Филлип Лове подтвердил преданность Австралии Китаю, заявив, что «вместе Австралия и Китай могут стать поддерживающей силой открытой мировой торговой системы». Это заявление, конечно, показывает, что центральный банк понимает, где есть интерес Австралии.

 

Австралия продолжит борьбу в атмосфере торговых трений

Источник: МВФ, Bloomberg

 

Начиная с 6 июля Китай вводит тарифы на американские товары, включая говядину, хлопок, пшеницу, сорго, рис, вино, орехи и сухофрукты, а также другие секторы – металл, лекарственные препараты и автомобили.

 

Если двусторонние тарифы вступят в силу 6 июля, найдёт ли Австралия свою нишу? Австралийские товары известны своим качеством, и некоторые производители окажутся в выигрыше, так как их продукты могут стать более конкурентоспособны для экспорта в Китай.

 

Сельскохозяйственный сектор демонстрировал показатели ниже других групп активов на протяжении нескольких лет. Сейчас в экономике наблюдается второй по продолжительности рост в истории, а в США растёт дефицит, сбережения населения на низком уровне, ликвидность сокращается, что в долгосрочной перспективе может привести к проблемам. Учитывая беспокойства о том, что прогнозы о мировом росте и инфляции могут не сбыться, данный сектор может создать возможности, в частности в Австралии. На самом деле сырьевые товары ещё никогда не были настолько дешёвыми относительно американских акций, и как показывает график ниже, цены на эти товары, как правило, стремительно растут в конце делового цикла перед рецессией.

 

Австралия продолжит борьбу в атмосфере торговых трений

Источник: Bloomberg

 

Китайские тарифы на американские сельскохозяйственные продукты могут стать стимулом для австралийских экспортёров и для расширения экономического влияния Австралии. Если на импорт из США наложат тарифы в размере 25%, австралийские экспортёры говядины предложат более конкурентоспособную цену, учитывая, что у Австралии есть преимущество морской торговли в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

 

Это справедливо и для других продуктов, экспортируемых из Австралии (орехи, сухофрукты, вино, витаминные/минеральные добавки). Благодаря этому, австралийские экспортёры сельскохозяйственных товаров могут выиграть от торговых разногласий. Чтобы подлить масла в огонь, австралийское правительство начало переговоры с Евросоюзом на тему соглашения о свободной торговле. По словам министра торговли Австралии Стивена Чобо, торговля сельскохозяйственной продукцией «значительно ограничена» тарифами ЕС. В своей недавней речи он отметил, что «пока страны строят барьеры, мы ломаем их, чтобы создавать новые возможности для австралийского бизнеса».

 

Компании на местном рынке, которые могут стать косвенными выгодоприобретателями

 

 

Австралия продолжит борьбу в атмосфере торговых трений

 

Elders Fine Foods (ELD) экспортирует переработанную говядину из Австралии и Новой Зеландии в Китай и может получить выгоду как от роста спроса на мясо в Китае, так и от сокращения импорта из США. Доля среднего класса в Китае вырастет с 12% от общей численности населения в 2009 году до 73% в 2030 году, что значительно увеличит спрос на высококачественные товары при росте доходов.

 

Australian Agricultural Company (AAC) – ведущий мировой производитель говядины и сельскохозяйственных продуктов, у которого крупнейшее поголовье скота в Австралии, и сейчас цены на минимальном уровне за последние несколько лет.

 

Select Harvests (SHV) – крупнейший в Австралии производитель миндаля. Компания Select Harvest начала продавать Китаю продукты в прошлом году, но нацелена на индийский рынок. Пищевое подразделение Select Harvests производит товары, сопоставимые с американскими брендами, которые раньше имели долю на китайском рынке. Похоже, компания может забрать у американских экспортёров их долю на рынке обработанного миндаля и сухофруктов.

 

Graincorp (GNC) – растущая агропромышленная компания, которая также продаёт и пшеницу. Американские поставщики зерна сейчас представлены на рынке Китая, но после введения тарифов это может измениться.

 

Blackmores (BKL) – один из крупных и более известных «чистых и зелёных» австралийских брендов, который получает прибыль от роста уровня благосостояния в Азии и заботы о здоровье в регионе. Blackmores уже активно экспортирует товары в Китай. В Австралии жёсткое регулирование, а значит, цена австралийских продуктов может быть менее конкурентоспособна, чем у других стран. Ввод тарифов на американские товары может нарушить эту ценовую конкуренцию.

 

Акции этих компаний сами по себе могут быть привлекательны для вложений, учитывая, что соотношение горожан и сельских жителей в Китае сейчас сопоставимо с ситуацией в США в 1940 году, и это означает, что Китай ждут десятилетия урбанизации и роста выше средних показателей. Кроме того, эти акции служат страховкой на случай торговой войны. Уровень жизни растёт, а значит, будет расти и потребление на душу населения, что повысит потребление всех товаров за счёт структурных изменений спроса в течение следующих десяти лет. Ситуация с молочными смесями и марочным вином повториться с другими продуктами, что обеспечит Австралии выгоду на фоне опасного расцвета популизма.

 

Автор: Элеанор Крей, рыночный аналитик

 

Источник: Saxo Bank

Статьи по Теме

Кнопка «Наверх»