Запад заживо хоронит БРИКС
Последние несколько месяцев на Западе набирает популярность идея о «закате эпохи БРИКС». Американские и европейские СМИ буквально соревнуются в мрачности прогнозов о судьбе организации.
Об этом можно судить из одних только заголовков: «БРИКС мёртв», «конец эры БРИКС», «могущественные страны БРИКС сломлены». Основным поводом для этого стало решение Goldman Sachs о закрытии Фонда БРИКС, который инвестировал в экономики стран-участниц организации. Руководители этой американской компании решили, что в ближайшее время инвестиции не принесут отдачи, поэтому перекинули активы в Фонд поддержки развивающихся рынков.
В связи с тем, что концепт БРИК (включающий Бразилию, Россию, Индию и Китай, к которым в последствии добавится и ЮАР) был придуман Джимом О’Нилом, главным экономистом Goldman Sachs, восторженно-погребальная реакция мировых СМИ не заставила себя ждать. Впрочем, даже сам О’Нил предполагал, что на практике интеграции быть не может, и возлагал надежды на расширении G7 за счёт включения в неё Китая и Индии. При таком подходе БРИКС нужно было хоронить ещё раньше, поскольку экономические показатели стран организации снижаются на протяжении последних нескольких лет.
Тем не менее, вопреки пессимизму экспертов, концепт БРИКС перерос в реальное объединение, история которого начинается в 2006 году с инициативы Владимира Путина провести встречу министров Бразилии, России, Индии и Китая. В 2009 на встрече лидеров стран были определены цели объединения, а в 2014 году страны сделали первые шаги в сторону экономической интеграции. Неоднократно страны выступали с единых политических позиций, а во второй половине прошлого года было принято решение о создании сетевого университета БРИКС.
Всё это совсем не вписывается в мрачную картину Запада, который, очевидно, мечтает раз и навсегда избавиться от организации.
«BRICS, RIP»: западные СМИ о закате организации
Первыми о развале БРИКС из-за финансовых невзгод стран-участниц заговорили, понятное дело, американские СМИ. Так, журналисты The American Interest считают, что перспективы объединения Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР под единым акронимом всегда были ограничены. По их мнению, есть ряд объективных причин, которые тормозят дальнейшее развитие организации: «это совершенно разные страны, разбросанные на 4 континента, говорящие на разных языках, обладающие различной культурой, историей и политическими системами».
Интересное замечание от США, которые продвигают концепт Транстихоокеанского партнёрства. Вряд ли у Мексики и Вьетнама, а также других участников переговоров о создании ТТП больше общего, но это не мешает им объединяться. С чего бы тогда странам БРИКС должно помешать?
Некрологи БРИКС написали и в The Financial Times (FT). Издательство цитирует основателя Copley Fund Research Стивена Холдена: «БРИКС больше не является двигателем роста развивающегося рынка. Установился новый порядок вещей». По мнению авторов статьи, на место ориентированных на энергетические и промышленные рынки Бразилии и России приходят инновационные Тайвань и Южная Корея, экономики которых более привлекательными для инвесторов. В связи с этим, как отмечает издание, БРИКС может быть заменено новым форматом ТИККС (TICKS).
Time задаётся вопросом: почему могущественные нации БРИКС в конечном счёте сломались? Как отмечает автор статьи, Бразилия и Россия находятся в глубокой рецессии, Китай пытается побороть сильное замедление, одна лишь Индия сохраняет интерес международных инвесторов, пытаясь бороться и проводить экономические реформы. Исходя из текста статьи, конец «эры БРИКС» не стал сюрпризом.
Ещё в 2012 году экономист Ручир Шарма отметил, что поддерживать экономический рост десятилетиями невозможно. К тому же развивающиеся рынки подвержены взлётам и падениям: тот, кто сегодня лидирует, завтра может утонуть в экономических проблемах. По этой же причине ни о каких новых концептах типа ТИККС издательство не упоминает.
Quartz старались подойти к вопросу объективно. «Международные инвесторы и сами лидеры БРИКС понимают, что объединение больших, политически разрозненных стран с разным уровнем развития и индустриализации не может быть формулой быстрого и гарантированного возврата вложенных средств», — пишет издание. Автор статьи с явным скепсисом относится к акронимам Goldman Sachs, которые компания создаёт с завидной регулярностью. В конце статьи вставлен скрипт шуточной утилиты, которая может сгенерировать свой запоминающийся концепт из названия любых «похожих» стран.
Волну скепсиса с радостью подхватили оппозиционные отечественные СМИ, в которых Россию назвали аутсайдером и посчитали, что страну вычеркнули из БРИКС. Так, «Независимая газета» вслед за FT считает, что России и Бразилии больше нет места в БРИКС. У журналистов издания есть сомнения не только насчёт экономических перспектив организации, но и политико-институциональных.
По их словам, нет никаких подвижек к созданию учреждённого в 2014 году Банка развития БРИКС. Видимо, они не считают нужным открыть сайт организации или почитать новости, в которых говорится об активном наборе служащих банка. Вместо этого приводится мнение экономистов о том, что «организация существует только на бумаге».
БРИКС переживает не самые лучшие времена
Конечно, описанное отношение к БРИКС неслучайно. Нет смысла отрицать очевидные проблемы как самой организации, так и стран, входящих в неё. С таким оттоком инвестиций из региона, неудивительно, что Goldman Sachs закрыли Фонд. Обескровливание экономик стран БРИКС — ключевая причина кризисных явлений в них — имеет свою субъективную причину, поскольку является следствием целенаправленных действий Запада. В первую очередь, следствием снижения ключевой процентной ставки.
Замглавы МИД РФ Сергей Рябков указал на это чрезвычайно откровенно для дипломатического работника:
«3,5 трлн долларов оттока капиталов из стран БРИКС — это лишь одно из проявлений экономической войны, ведущейся США и историческим Западом против России».
Все страны организации объединяет ряд общих проблем. Как бы развивающие рынки не боролись с влиянием внешних регуляторов, которые находятся в руках Запада, пока они в большей степени зависят именно от них.
Стоит только посмотреть на отток капиталов из всех членов БРИКС после принятия решения ФРС США о повышении ключевой процентной ставки. При этом не стоит преувеличивать и излишне политизировать решения Запада. США и ЕС, проводя свою политику, думают не о том, чтобы кого-то утопить, а скорее о том, как выплыть самим. Тем не менее их действия напрямую воздействуют на экономическую ситуацию развивающихся стран.
Индия
Пока на плаву удерживается только Индия, которая пытается проводить экономические реформы. На фоне замедления темпов роста в развивающихся странах, ВВП Индии в 2013-2014 гг. вырос на 6,9%, а прирост за 2014-2015 гг. составил 7,3%. При этом в стране успешно развивается сфера услуг, которая, по последним статистическим данным, увеличилась на 10,6%, составив в структуре ВВП более 52%.
Экономика Индии также пострадала от волатильности рынков. Государственный долг страны сегодня равен 65% ВВП. Еще одной проблемой является постоянный дефицит бюджета, который в этом финансовом году составляет 3,9%. Несмотря на это, индийские чиновники отказываются от сокращения расходов в связи с «глобальной турбулентностью», отказываются они и от другого выхода в виде приватизации некоторых компаний политические власти.
Китай
Макроэкономические показатели Китая за последний год также не вселяют оптимизм. Рост ВВП в 2015 году замедлился на 0,4%, составив 6,9%. На данный момент рост промышленного производства в годовом выражении составил 5,4%. Сократились показатели внешней торговли: импорт — на 18,8%, а экспорт – на 11,2%.
Кроме того, в январе фондовый рынок КНР пережил очередное падение. Спад коснулся всех ключевых китайских индексов: и высокотехнологичного ChiNext, и SZSE Component, отражающего ситуацию в госкомпаниях, и основного Shanghai Composite. В августе прошлого года из КНР был зарегистрирован максимальный отток капитала за всю страны.
Автор вышедшей в 2001 году книги «Грядущий крах Китая» Гордон Чан прогнозировал кризисные явления, которые должны были наступить в экономике в 2011 году. Его прогнозы начали осуществляться немного позже, однако описанные в книге кризисные явления семимильными шагами наступают на экономику Китая. Гордон Чан видит причины кризиса страны в огромном количестве внутренних долгов, которые, по его подсчетам, составляют около 350% ВВП.
В 2014 году эксперты McKinsey оценили внутренние долги Китая в 282% ВВП. Для развивающейся страны – это очень серьёзная проблема, считает эксперт.
ЮАР
ЮАР в экономическом отношении изначально была в БРИКС наиболее слабой страной. С течением времени ситуация существенно не изменилась. Южноафриканская экономика сильно зависит от добывающей промышленности, что на фоне глобального спада и внутренних проблем сделало её уязвимой. Во втором квартале 2015 года экономический спад в стране составил 1,3%.
«Инвесторы — как мировые, так и внутренние — уйдут от нас в страны и регионы, которые предоставляют более благоприятный инвестиционный климат. Учитывая, что экономика ЮАР исторически зависит от добывающей промышленности, нам особенно тяжело стать более инновационной и конкурентоспособной страной», — комментирует ситуацию директор Political Futures Consultancy Даниэль Силк.
Всемирный банк пророчит ЮАР стагнацию, которая может перерасти в рецессию. Прогноз роста ВВП на 2016 год был ухудшен до 0,8% в связи с рядом негативных факторов, в числе которых падение цен на сырьё и снижение спроса в Китае.
Бразилия
Ещё хуже ситуация в Бразилии. По информации Euronews, экономика страны пережила самый резкий спад за последние 25 лет. ВВП буквально рухнул на 3,8% на фоне падения цен на сырьё и сокращения инвестиций на 4,9% за четвёртый квартал 2015 года. За первые 9 месяцев 2015 года года экспорт страны сократился на 17%.
Подливает масла в огонь и политическая ситуация, которая обострилась из-за коррупционного скандала вокруг президента и возможного импичмента Дилмы Русеф. Локомотивом атак на лидера Бразилии являются как международные, так и внутренние силы, критично относящиеся к БРИКС и выступающие за более тесное сотрудничество с США.
Аргентинская газета Pagina12 отмечает, что нынешний кризис Бразилии вызван ошибочной экономической политикой правительства, поскольку другие зависимые от экспорта ресурсов страны региона: Чили, Перу и Колумбия — демонстрируют рост. Принятые меры, среди которых снижение государственных расходов, повышение кредитных ставок и девальвация валюты, не привели к желаемым результатам.
В итоге инфляция в сентябре 2015 составила 9,5%, а экономика в целом продолжила своё стремительное падение. Прогнозы ВВП на 2016 год неутешительны: эксперты различных международных организаций пророчат дальнейшее снижение этого показателя на 3,5-4%.
Собственно, и экономика России вместе со остальными странами БРИКС продемонстрировала худшие показатели за последние годы.
Западные санкции, падение цен на нефть и ослабление рубля, инфляция и отток капитала – всё это просто не могло не сказаться на экономике нашей страны. В январе этого года динамика внешней торговли России оказалась хуже всех стран БРИКС. Экспорт упал на 36,4%, а импорт — на 20,9%.
Не дождётесь: потенциал развития БРИКС
Вне зависимости от огромного багажа проблем членов БРИКС, сама организация вряд ли пострадает. Финансовые трудности, с которыми столкнулись страны – временное явление. Вероятно, процессы интеграции приходится тормозить на фоне кризисных явлений в мировой экономике, однако это не говорит о том, что потенциал объединения исчерпан.
СМИ Китая в ответ на критику западных коллег призывают реально оценить ситуацию. Китайские журналисты отмечают, что Запад, давая такие мрачные оценки БРИКС, не берёт во внимание общий упадок мировой экономической системы и её цикличность. Синьхуа приводит статистику, из которой следует, что экономический рост БРИКС в период 2007-2013 года составил 37%, а аналогичные показатели развитых стран – 4%. Вялые темпы БРИКС не говорят о том, что экономики членов объединения будут постоянно двигаться вниз.
Потенциал у объединения действительно большой. Структурные реформы, работа над общими экономическими механизмами, увеличение роли Банка развития БРИКС – всё это вполне может стать дополнительным стимулом, который поможет экономикам выплыть из кризиса.
«Странам группы необходимо преодолеть чрезмерную зависимость от внешнего рынка, улучшить свои собственные способности развития, модернизировать инфраструктуру, создать региональную сеть взаимосвязи, новую модель торговли и финансовые механизмы», — считают журналисты Синьхуа.
Именно преодоление этих проблем поможет реализовать потенциал организации. А бразильский эксперт Фатима Мелло рекомендует реализовывать потенциал через институализацию. По её словам, в странах отсутствует законодательство о сотрудничестве, существующие институты неустойчивы и непрозрачны. Всё это тормозит согласование большинства инициатив членов группы.
Говоря конкретнее, Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР должны активнее проводить внутренние реформы по увеличению конкурентоспособности и активнее снижать зависимость от долларовой экономической системы — только так можно преодолеть кризис, тормозящий развитие БРИКС.
И не стоит забывать, что БРИКС состоит из ведущих экономик мира. Маркос Тройо, директор отдела группы БРИКС Колумбийского университета Нью-Йорка, считает, что несмотря на проблемы, организация сумела достичь статуса локомотива экономики. Главным инструментом коллективных действий стран и реализации имеющегося потенциала станет Банк развития БРИКС, считает эксперт.
Он выполняет компенсирующую роль по отношению к нынешним мировым финансовым институтам. По его словам, за последние годы внутри группы значительно усилилось двустороннее взаимодействие, например между Бразилией и Китаем, а также Россией и Китаем, что стало следствием функционирования уже созданного механизма.
Западным же экспертам и СМИ, которые так жаждут развала БРИКС, хотелось бы порекомендовать обратить пристальное внимание на серьезные кризисные явления той глобальной Бреттон-Вудского финансовой системы, которая доминирует в мире после развала СССР. В случае, если она рухнет, новые правила будут писать те самые крупнейшие развивающиеся страны не-Запада. И уже станет неважным, как их объединение будет называться.
Автор: Anna Garde
Источник: ruspravda.info