Бизнес и экономика

Nokia 150 лет. Секрет успехов и неудач финской компании

 

Совсем недавно компания ассоциировалась с мобильными телефонами, но лидерство было упущено из-за ошибок в стратегии развития программного обеспечения для смартфонов, сообщает BFM.RU.

 

Компания Nokia отпраздновала 150-летие. Во вторник в головном офисе компании в Эспоо (Финляндия) в честь этого организовали праздник, а сотрудники компании станцевали самую массовую в истории «летка-енку». В чем секрет успехов и неудач компании, ставшей национальной гордостью Финляндии?

 

Еще не так давно словосочетание «компания Nokia» было чуть ли не синонимом мобильных телефонов. При этом не все знают, что бизнес предприятия начался в XIX веке со строительства водяных мельниц для производства бумаги. Их тогда ставили на берегах реки Nokianvirta, откуда и взялось название Nokia. Позднее было производство калош, резиновых сапог и шин (да-да, шины Nokian — это отпочковавшееся предприятие!), обрезиненных электрических кабелей, ну и, наконец, в 70-е годы прошлого века — электроники, телевизоров, компьютеров и мобильных телефонов. И если с телевизорами и компьютерами как-то не срослось, мобильная телефония оказалась абсолютным успехом.

«Основным коньком Nokia было несколько составляющих. Первое — большое количество сотрудников. Это ученые-инноваторы, которые позволили Nokia двигаться в сторону развития и создания новых технологий. Развитие в Финляндии помогло Nokia с точки зрения ее начального развития и демонстрации того, что они ориентируются не только на  локальный рынок Финляндии, но и на глобальный рынок, что и говорили технологии, которые создавались. Благодаря этим параметрам Nokia стал одним из первых создателей GSM, отраслевого стандарта, который позволил им закрепиться на рынке инноваций, продвигать собственную технологию и развиваться дальше на их базе».

 

Однако есть место и для счастливого стечения обстоятельств. Одним из авторов успеха Nokia в производстве мобильных телефонов стал — вольно или невольно — генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачев. В октябре 1987 года во время визита в Хельсинки он совершил звонок с первого серийного мобильного Nokia — Mobira Cityman 900 в министерство связи СССР. Сделано это было под запись камер финского телевидения. Поэтому модель вскоре получила прозвище Gorba. Несмотря на то, что стоил телефон 24 тысячи финских марок (около 5 тысяч долларов), спрос на аппарат резко вырос по всему миру, и он стал хитом продаж. Было еще несколько прорывных маркетинговых успехов — модель Nokia 1011, которая позволила отправлять и принимать SMS, а также Nokia 8110, ставшая сверхзнаменитой, так как ею пользовался Морфеус в ставшей культовой «Матрице». Но всему приходит конец. Мобильное лидерство Nokia завершилось из-за ошибок в стратегии развития программного обеспечения для входивших в моду смартфонов.

 

Михаил Чернышов, директор по развитию бизнеса мобильных технологий компании Pocketbook

 

«Мы видели, как компания-лидер индустрии потихоньку начала терять рынок. Не успели они перестроиться под новые веяния, развивали свою операционную систему Symbian и открыли себя для новых популярных операционных систем, таких, как Android. А Windows — это было слишком поздно. Nokia — компания достаточно большая, у нее много патентов на всевозможные оборудования и стандарты. Компания будет по-любому жить, вопрос, чем она будет заниматься. Не факт, что это телефоны. Мы видим, что компания расширяет свой бизнес в ключе профессионального оборудования».

 

В прошлом месяце Nokia объявила о том, что покупает одного из своих главных конкурентов — французскую Alcatel-Lucent. Покупка обошлась больше, чем в 16,5 миллиарда долларов, что, скорее всего, означает: с финансами у Nokia все в порядке. При этом она продает свое картографическое подразделение, предположительно за 3 миллиарда, сервису такси Ube, и это может свидетельствовать о том, что гипотеза о грядущем очередном перепрофилировании бизнеса компании вполне правдоподобна.

 

Автор: Андрей Жвирблис

 

Источник: BFM.RU

Статьи по Теме

Кнопка «Наверх»