Бизнес и экономика

“Единое небо” в ЕАЭС лишит Казахстан национального авиаперевозчика – НПП

В свою очередь ЕЭК пригрозило санкциями в случае обнаружения недобросовестной конкуренции в области тарифообразования.

Принципы свободной конкуренции и “единого неба” на территории ЕАЭС выгодны потребителю, однако национальный авиаперевозчик Air Astana не сможет выжить в таких условиях. Такое мнение высказал заместитель председателя правления НПП “Атамекен” Рахим Ошакбаев на совещании ЕЭК по вопросам антимонопольного регулирования на трансграничных рынках, передает корреспондент Kazpravda.kz.

“Идея “единого неба” высказывалась, но мы со своей стороны против. Если мы внедрим принцип свободной конкуренции и принцип “единого неба”, потребитель, безусловно выиграет, цены на авиабилеты значительно снизятся. Однако при этом мы можем потерять национального авиаперевозчика, который не выдержит конкуренции. Детальный анализ показал, что в случае радикальной либерализации рынка наша Air Astana не сможет конкурировать c “Аэрофлотом”. И не из-за высокой маржи. В России действует интересный принцип, что когда европейские компании пролетают над их территорией, то они платят определенный сбор, который напрямую идет компании “Аэрофлот” в качестве субсидий. То есть компания “Аэрофлот” будет иметь серьезные преимущества, мы не получим справедливой конкуренции и потеряем свою компанию”, – пояснил Рахим Ошакбаев.

В свою очередь член Коллегии по конкуренции и антимонопольному регулированию Евразийской экономической комиссии, министр Нурлан Алдабергенов поднял вопрос о тарифах на авиаперелеты.

“Стоимость перелета у конкурирующих авиакомпаний Air Astana и “Трансаэро” по маршруту Москва – Астана составляет 50–60 тысяч тенге. При этом на сопоставимом маршруте Москва – Караганда, где “Тансаэро” конкурирует с авиакомпанией “Аэрофлот”, авиаперелет стоит 22–25 тысяч тенге. Потребители не могут понять такую разницу в тарифах. Вопросы ценообразования мы также будем рассматривать и прорабатывать вместе с авиаперевозчиками”, – отметил министр.

Он подчеркнул, что ЕЭК на постоянной основе анализирует тарифы на авиа- и железнодорожные перевозки, на мобильную связь в роуминге внутри ЕАЭС и может принять меры в случае недобросовестной конкуренции.

“Если комиссия усмотрит, что авиаперевозчики или мобильные операторы монопольно устанавливают высокие цены на трансграничных рынках ЕАЭС, то наднациональный антимонопольный орган начнет расследование по фактам нарушения правил конкуренции и примет обязательное для исполнения решение о прекращении нарушения, устранении его последствий и наложит штраф”, – заявил Нурлан Алдабергенов.

Он также напомнил, что в международной практике Европейская комиссия регулярно накладывает многомиллионные штрафы за нарушение антимонопольного законодательства на крупные транснациональные компании.

 

Автор: Ксения Воронина
Источник: Kazpravda.kz

Статьи по Теме

Кнопка «Наверх»