Бизнес и экономика

Рынок нефти переходит в режим дефицита

Рынок нефти переходит в режим дефицита

 

В 2017 году мировой рынок нефти может перейти из состояния переизбытка к дефициту, если страны — члены ОПЕК и независимые производители договорятся об ограничении добычи. Это может увеличить цены на нефть до 100 за баррель в 2018–2019 годах, считают некоторые аналитики.

 

Международное энергетическое агентство прогнозирует дефицит нефти на рынке в 2017 году в случае ограничения уровня ее добычи. Об этом говорится в опубликованном докладе агентства.

 

«Если страны ОПЕК реализуют алжирские договоренности по нефти, что приведет к сокращению добычи, то рынок очень быстро перейдет от избытка к дефициту в 2017 году», — говорится в докладе.

 

Мнения расходятся

 

Аналитик группы «Финам» Богдан Зварич считает, что дефицит в 2017 году вполне возможен, особенно если страны ОПЕК договорятся не о заморозке текущих уровней добычи, а о снижении уровня.

 

«Если они договорятся не о заморозке на текущих уровнях, а о снижении добычи, о чем шла речь в Алжире, то, безусловно, уже в 2017 году может образоваться дефицит, который будет способствовать росту цен на нефть», — сказал Зварич.

 

Началом дефицита эксперт видит середину 2017 года, так как после определения квот каждой стране потребуется время для приведения уровня добычи к новому стандарту. «Я думаю, что к середине года разница между добычей и потреблением станет отрицательной, то есть появится дефицит», — уточнил аналитик «Финама».

 

Похожего мнения придерживается и начальник аналитического отдела «Церих Кэпитал Менеджмент» Николай Подлевских. «В 2017 году превышение объемов добычи нефти над ее потреблением действительно уходит в ноль. Вопрос, когда это произойдет: к середине года либо к концу года», — сказал Подлевских.

 

«Если говорить о более далеком горизонте, 2018 годе и далее, то там может образоваться дефицит, он связан с долгосрочными трендами, которые явно обозначились после снижения цен на нефть. Объемы инвестиций в мире резко упали: в тех же США объемы бурения уменьшились в пять раз. Они, конечно, увеличились за последние пять месяцев, но все равно остаются на уровне в четыре раза меньше, чем в 2014 году», — объяснил эксперт.

 

Аналитик инвестбанка «Открытие» Артем Кончин, напротив, со скепсисом отнесся к прогнозу МЭА, заявив, что для его осуществления нужно совпадение некоторых факторов. «Добыча некоторых стран в ОПЕК и вне ее колеблется довольно существенно от сезона к сезону и зависит от таких внешних факторов, как активность террористов, аварии и так далее», — сказал Кончин.

 

Тем не менее он не будет удивлен, если в ситуации ограничения физического предложения может возникнуть дефицит, однако все равно считает это временным явлением, которое может даже благоприятно сказаться на рынке. «Придется открывать запасы, которые сейчас существенно превышают пятилетние средние цифры, и если это произойдет, ситуация быстрее нормализуется», — объясняет Кончин.

 

О запасах также упоминал и Зварич: «Не стоит забывать, что этот дефицит можно покрыть и из других источников. Очень много нефти находится в запасах, и эти запасы можно распродавать».

 

Заместитель генерального директора московского нефтегазового центра Дмитрий Дзюба, замдиректора Московского нефтегазового центра Ernst & Young, придерживается мнения, что дефицита в 2017 году ждать не стоит.

 

«С учетом ожидающихся темпов роста добычи в других регионах (Россия, Канада, Казахстан), а также высоких запасов, едва ли можно ожидать заметного дефицита в 2017 году», — считает Дзюба. От также отметил, что текущие запасы нефтяного сырья в развитых странах находятся на высоком уровне и за их счет возможно обеспечение предложения порядка 0,3–0,6 млн баррелей в сутки. При этом размер запасов не сократится до уровней 2012–2013 годов, когда наблюдался структурный дефицит.

 

Влияние на цены

 

Говоря о вероятном росте цен на нефть в условиях дефицита, Богдан Зварич заявил, что выше $80 за баррель нефть вряд ли поднимется, а на уровне $55–$65 предложение вновь начнет увеличиваться.

 

«Какое-то время это предложение не покроет полностью дефицит, однако в какой-то момент это случится, и в результате настанет некая стагнация. А потом предложения опять начнет превышать спрос», — объяснил эксперт.

 

Аналитик «Финама» также предположил, что на уровне $60 за баррель могут начать открываться и продаваться запасы. Подлевских считает, что стоит ориентироваться на уровни, которые однажды уже были достигнуты. «Можно загадывать к 2018–2019 году уровень порядка $100 за баррель», — пояснил аналитик.

 

Проблемы заморозки

 

Аналитик Ernst & Young Дмитрий Дзюба уверен, что возможная фиксация добычи со стороны ОПЕК поднимает несколько вопросов, которые являются ключевыми для рынка. «Во-первых, насколько точно на практике будет соблюдаться договоренность между участниками картеля. Во-вторых, насколько быстро будут восстанавливать операционную деятельность американские добывающие компании. В-третьих, захотят ли прочие нефтедобывающие страны присоединиться к действиям ОПЕК», — объяснил он.

 

28 сентября в Алжире прошла внеочередная встреча стран — членов ОПЕК, где производители нефти договорились удерживать добычу в диапазоне 32,5–33 млн баррелей в сутки, однако конкретные квоты для каждой страны еще не определены. 30 ноября члены ОПЕК проведут встречу в Вене, на которой должны быть распределены квоты по добыче нефти по странам.

 

Источник: RNS

Статьи по Теме

Кнопка «Наверх»