Страны Прибалтики подписали договор о трассе Rail Baltica
Трасса Rail Baltica. Иллюстрация delfi.lv
Латвия, Литва и Эстония подписали соглашение о финансировании проекта железнодорожной трассы Rail Baltica и выполнении условий соответствующего договора, информирует LETA. Председатель правления совместного предприятия трех прибалтийских стран RB Rail Байба Рубеса признала, что достижение соглашения было трудным процессом, учитывая разность законодательств и юридических нюансов. Но, по ее словам, это проблема не только прибалтийских государств, она существует во всех международных проектах ЕС.
«В соответствии с договором, RB Rail отведена центральная роль в управлении проектом», — сказала Рубеса. Предприятие будет заниматься закупками, обеспечивать реализацию проекта, а также маркетинговые мероприятия. «Это большое поле для деятельности», — подытожила глава RB Rail. Ранее, 7 сентября в Брюсселе на заседании совета совместного предприятия RB Rail представители стран Прибалтики договорились о модели закупок и распределении сфер ответственности в ходе реализации проекта Rail Baltica. В частности, Литва, Латвия и Эстония договорились, что все приобретения в рамках проекта будут поделены на три группы — закупки, которые организует только RB Rail, совместные закупки, и закупки, которые будут проводить национальные ответственные организации под усиленным контролем предприятия.
Напомним, что до сих пор страны Прибалтики были связаны друг с другом «широкой» российской колеей (1524 мм), оставшейся от советских времен. Но местные политики давно уже рассуждали о необходимости перехода на европейскую «узкоколейку» (1435 мм) — таким образом, по их мнению, удастся ещё более приблизиться к «цивилизованной Европе», отдалившись от «тоталитарной России». На исходе 2011 года премьер-министры трех стран договорились учредить совместное предприятие RB Rail с главным бюро в Риге. Главной целью проекта премьеры заявили «восстановление прямой связи стран Балтии с европейской железнодорожной сетью и продвижение региональной интеграции, за счёт соединения Хельсинки через Таллин, Ригу, Каунас и Варшаву с Берлином — с возможностью продления маршрута до Венеции». Общая стоимость проекта оценивается в 3,6 млрд евро (и может достигнуть 7 млрд. ввиду выкупа требуемых земель у населения). Еврокомиссия сообщила о намерении выделить на строительство Rail Baltica 540 млн евро, а ещё раньше данный проект был включен в масштабную программу Connecting Europe. Это произошло не в последнюю очередь благодаря усилиям тогдашнего вице-президента ЕК (являвшегося одновременно еврокомиссаром по делам транспорта) эстонца Сийма Калласа и европарламентария от Латвии Роберта Зиле. Характерно, что, «проталкивая» Rail Baltica, Каллас негативно отзывался об идее запуска скоростного поезда между Ригой и Москвой.
По Rail Baltica планируется пускать по девять пар международных пассажирских поездов в сутки. Однако скептики указывают, что в современных условиях железнодорожные пассажирские перевозки не могут считаться делом прибыльным. Куда выгоднее путешествовать самолётом — по деньгам разница несущественная, зато выигрыш во времени неоспорим. Основной пассажиропоток движется из Прибалтики в Западную Европу на авиалайнерах. Если же необходимо добраться до одной из соседних стран, то люди пользуются общественным или личным автотранспортом. Остаётся до конца не ясным, сколько будут стоить билеты, станут ли они дотироваться, во сколько станет обходиться содержание инфраструктуры Rail Baltica, какие составы будут использоваться, по какой бизнес-модели станет работать перевозчик и откуда вообще он возьмется. Сейчас глава RB Rail Байба Рубеса рассказывает, что «за пятнадцать лет объем инвестиций всех трёх стран Балтии составит 5 миллиардов евро, а основные цели проекта — обеспечить движение грузов и пассажиров с севера на юг, а также улучшить грузоперевозки на направлении запад-восток». По её словам, «планируется, что в 2030 году страны Прибалтики будут перевозить 12,9 миллиона тонн грузов в год, а количество пассажиров составит 5 миллионов человек ежегодно».
Строительство Rail Baltica началось в Литве — и 28 августа 2015 года стало для республики знаменательной датой: впервые за 76 лет в Каунас прибыл поезд из Польши. Это событие официальный Вильнюс встретил громом оваций: местные политики заявляли, что страны Прибалтики соединились с Европой ещё одной прочной нитью. Кстати, на работы по проекту в Литве Еврокомиссия в прошлом году выделила 106 млн евро, а в этом — еще почти 191 млн евро. Но дальше дела у партнеров не заладились: пошли склоки и раздоры. Начались споры о конкретных деталях будущего маршрута трассы, но, что хуже, ещё и о том, кто и как будет распределять подряды на те или иные работы в рамках проекта. Стороны переругались и при попытках договориться о распределении налога на добавленную стоимость. Литва опасалась, что поскольку все заказы будет выполнять совместное предприятие RB Rail, зарегистрированное в Латвии, то НДС будет оседать в этой стране.
Председателю комитета по делам туризма и транспорта Европарламента Майклу Крамеру пришлось пригрозить — из-за того, что прибалты никак не могут достигнуть соглашения, охватывающего все детали проекта, они могут потерять выделенные на него средства.
Высокопоставленный еврочиновник сказал, что не понимает желания Литвы проводить конкурсы подрядчиков отдельно, а не через совместное предприятие в Риге. «Мы все должны понять, что основная часть средств выделяется Евросоюзом: и здесь действует чёткий принцип — „воспользуйся или потеряешь“. Если эти средства не будут использованы Литвой, Латвией и Эстонией, они уйдут в Германию, Австрию или Францию. Политики всех стран должны хорошо осознать ситуацию и не строить иллюзий. Да, есть различия между Литвой, Латвией и Эстонией, но план можно реализовать лишь в том случае, если его будут воплощать совместно. Здесь очень важно и участие Польши», — подчеркнул Крамер в беседе с литовскими СМИ. Он добавил, что договориться об окончательной реализации проекта удастся только тогда, когда его одобрит Литва: «Все три страны должны работать вместе».
Источник: EADaily