Турции нужны скучные экономические реформы
После серии террористических актов в Турции количество запросов на туристические поездки и экскурсии в самом Стамбуле упало почти в 10 раз. А после попытки переворота ситуация окажется только хуже, сообщает vestifinance.ru.
Пока экономическая статистика не демонстрирует чего-либо негативного. Банки не так давно реструктуризировали большой объем кредитов для промышленности, а объем “плохих” кредитов будет расти только в следующем году, считают в DenizBank.
В прошлом доходы от туризма позволяли компенсировать до половины торгового дефицита Турции, поэтому по итогам 2016 г. дефицит торгового счета может быть значительно больше.
Экономисты не исключают, что провал туристического сезона снизит темпы роста на 1 процентный пункт в этом году.
И для Реджепа Тайипа Эрдогана это очень плохая новость. Темпы роста замедлились очень сильно с уровней 7-8% в год, как это было раньше. В I квартале в годовом выражении ВВП вырос на 4,5%, но стоит учитывать, что с 1 января минимальные зарплаты выросли на 30%, а это позволило увеличить потребительские расходы. МВФ ожидает, что рост ВВП продолжит замедляться до 3,5% в 2018 г.
При этом дефицит текущего счета уже носит устойчивый характер. Дешевая нефть и слабый спрос на импорта из-за девальвации лиры помогли сохранить его на уровне 4,5% ВВП в 2015 г., а в 2016 г. ожидается дефицит в 5%, в 2017 г. – в 5,4% ВВП.
Это вызывает беспокойство, так как Турция сильно зависит от отношения иностранных кредиторов и инвесторов для покрытия расходов на импорт. Внешний долг Турции резко вырос, с 38% ВВП в 2008 г. до 55% ВВП в конце 2015 г., и более 90% от суммы долга – это долг в иностранной валюте. Дальнейшее снижение курса лиры, которая после переворота показала сильнейшее падение за 8 лет, усилит риски, так как платить по долгам придется больше. И если иностранцы будут напуганы, финансирование может иссякнуть.
Тем не менее экономика не находится на грани кризиса. Большинство компаний имеют в основном долгосрочный долг, при этом устанавливают цены на свои продукты и услуги в долларах, и это страхует их от дальнейшего снижения курса. Кроме того, повышение ставок в развитых странах и последствия Brexit должны сделать турецкие активы, как других развивающихся стран, привлекательными.
Пока же инвестиции сокращаются. Анкаре необходимо провести большую работу, убрав ограничения, которые препятствуют созданию рабочих мест, повысить качество образования и легализовать огромный пласт теневой экономики. Это потребует большой политической и экономической стабильности. Но без таких реформ экономические перспективы остаются весьма призрачными.
Пока же Эрдоган предпочитал быстрые решения вместо необходимых, но скучных и трудных реформ. Он, например, публично раскритиковал формально независимый центральный банк за то, что держит процентные ставки слишком высокими; обвинил таинственное “лобби процентных ставок” в намеренном сдерживании инвестиции. Он также сделал нелепое заявление о том, что снижение процентных ставок позволит ослабить инфляцию.
Годовая инфляция в июне составила 7,6%, что значительно выше официальной цели в 5%. Тем не менее банк во вторник, скорее всего, смягчит денежно-кредитную политику, чтобы поддержать экономику в нынешней ситуации. Удержать инфляцию от роста будет крайне сложно, и она будет расти.
Вместо улучшения инвестиционного климата в более широком понимании Эрдоган практикует введение субсидий и налоговых льгот. Уже сейчас бюджет характеризуется первичным профицитом, но это благодаря единовременным доходам, в том числе продаже акций госкомпаний. А вот законопроект по улучшению сборов налогов не удается провести через парламент.
Без реформ Турция будет просто сводить концы с концами, и ни о каком сильном и стабильном росте пока говорить нет смысла.
Источник: vestifinance.ru