Бизнес и экономика

Эстония входит в новый экономический кризис

Фото: tume.blogspot.com

 

На эстонских предприятиях потоком пошли сокращения персонала. Основные макроэкономические показатели страны ухудшаются второй год подряд. Эстония незаметно для окружающих снова входит в экономический кризис, и интрига теперь заключается в том, когда факт этого кризиса признает правительство, в прошлый раз тянувшее с этим признанием до тех пор, пока на внутренние проблемы эстонской экономики не наложились кризис общемировой.

 

Крупная фабрика по производству удобрений Nitrofert, расположенная в Кохтла-Ярве, объявила об остановке производства. «В настоящий момент производство не продолжается, — заявил генеральный директор Nitrofert Алексей Новиков, — если бы мы производили, мы получали бы 1,42 миллиона евро убытка в месяц». Производственные мощности Nitrofert остановлены, имущество законсервировано, а 426 работников попали под сокращение.

 

Сокращает работников и государственный монополист в энергетической сфере Eesti Energia. Под сокращение попадают 200 шахтеров, занятые добычей сланцев на шахте «Эстония», также расположенной близ Кохтла-Ярве. Мэр Кохтла-Ярве Евгений Соловьев заявил, что работы для такого количества людей в регионе нет, помощи ждать неоткуда и городской бюджет придется урезать, отказываясь от социальных программ. «Да, VKG заверили, что возьмут людей после запуска остановленной фабрики и для своего нового завода, но это будут их же люди, которых сократили раньше. Чтобы увеличить добычу сланца на шахте VKG, необходимо провести подготовительные работы, это может занять до полугода, после чего, возможно, они возьмут на работу кого-то из уволенных с Eesti Energia. Для остальных сокращаемых людей, особенно работников Nitrofert, работы в регионе нет», — считает Евгений Соловьев.

 

В эстонской экономике, как 8 лет назад, заметны проявления назревающего кризиса, только теперь кризис начинается не с финансового, а с реального сектора, и вызван не перегревом ипотечного рынка, а проблемами со сбытом эстонской продукции.

 

На Эстонии отражается ухудшающаяся экономическая ситуация в регионе. Всё взаимосвязано: эстонская экономика переживает трудности, потому что впала в рецессию экономика финская, трудности Финляндии увеличивает ухудшающееся экономическое положение России, от которого становится еще хуже латвийским производителям и потребителям — и все эти кризисные проявления у соседей, опять-таки, негативно влияют на ситуацию в Эстонии. Согласно совместному исследованию EY и Oxford Economics, тяжелое положение экономик России и Финляндии в ближайшее время снизит показатели эстонского экспорта: на 2015-й год прогноз по экспорту снижен с 3,5% до 3,1%, а на 2016-й год — с 7,1% до 5,9%. «Согласно исследованию, есть риск, что ситуация между Россией и Украиной ухудшится сильнее, чем предполагалось. В том числе на 2015-й год России прогнозируют падение ВВП на 3,5%. Кроме того, в экономике Финляндии, которая является нашим важным экспортным партнером, третий год подряд наблюдается спад. На рынки Финляндии и России приходится около 27% от эстонского экспорта», — комментирует эти выводы партнер Ernst&Young Baltic Ивар Кийгемяги.

 

По данным Департамента статистики Эстонии, в течение года объем эстонского экспорта снизился на 6%, объем импорта в Эстонию — на 10%. При этом товарооборот между Эстонией и Россией упал за год на 42%, а в министерстве экономики и коммуникаций Эстонской республики прогнозируют, что снижение покупательской способности финнов в скором будущем негативно отразится на торговой сфере Эстонии.

 

В наибольшей степени кризисным тенденциям подвержены те сферы, которые задевает «война санкций»: логистика и пищевая промышленность.

 

Грузопоток Таллинского порта в июне этого года упал на четверть по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Объемы перевалки грузов за первые четыре месяца 2015 года на 21% ниже объемов 2014 года за тот же период. Грузооборот всех морских портов Эстонии за первые месяцы 2015 года упал на 27%. Экспорт эстонских молочных продуктов в первом квартале прошлого года в денежном выражении сократился на 38% по сравнению с первым кварталом прошлого года. Туристический поток в Эстонию в начале года снизился на 14%, что в первую очередь связано с падением рубля.

 

«В минувшем году в экономике Эстонии, к сожалению, продолжался застой. Эти тенденции продолжатся и в 2015. Я прогнозирую рост ВВП в размере от нуля до 1 процента. Что же касается развития нашего предприятия, то все зависит от политики. Мы свели инвестиционные планы до нуля, подождём, посмотрим, постараемся сохранить имеющиеся объемы, роста не планируем», — комментирует ситуацию совладелец силламяэского порта, бывший премьер-министр Эстонии Тийт Вяхи. Еще один сектор экономики, в котором очевидны негативные тенденции — строительство: простой в строительном секторе в качества фактора ухудшения показателей эстонской экономики отмечает главный экономист Swedbank Тыну Мертсин.

 

Строительство и логистика — это как раз те сферы экономики, ухудшение положения в которых точнее всего свидетельствует о приближении кризиса.

 

Рост экономики Эстонии в первом квартале 2015 года оказался ниже, чем предполагали специалисты, и составил 1,2%. В целом на 2015 год прогнозы выглядят более оптимистично: прогноз Еврокомисии дает Эстонии 2,3% роста, прогноз экспертов банков SEB и Nordea – 2,2%. Однако эти прогнозы могут измениться в худшую сторону из-за неблагоприятной конъюнктуры, к которой относится уже не только положение дел в России и Финляндии, но и колебания курса евро из-за проблем Греции. Основными рисками открытой эстонской экономики по-прежнему остаются геополитические риски и связанная с ними неопределённость внешней среды, комментирует ситуацию главный экономист банка Nordea в Эстонии Тыну Пальм.

 

Если правительство Эстонии и правящая Партия реформ хотят избежать затягивания национальной экономики в новый кризис, им давно пора признать рост негативных тенденций и начинать разрабатывать комплекс антикризисных мер.

 

В прошлый раз об опасном перегреве рынка дешевых ипотечных кредитов в Эстонии говорили с 2006 года, а банкротства эстонских банков начались за несколько месяцев до коллапса американской системы кредитования и банкротства Lehman brothers, с которого официально принято отсчитывать всемирный экономический кризис. В тот раз это позволило и тогда тоже правящей Партии реформ снять с себя всякую ответственность за падение эстонского ВВП на 18,3% в 2008 — 2009 годах, назвав внутренний кризис всего лишь следствием мирового. В нынешних экономических проблемах Эстонии тоже есть доля вины эстонских политиков: они ведь так активно лоббировали в Евросоюзе политику санкций, как-то упуская при этом из виду, что вызванные санкциями экономические проблемы России бумерангом ударят по всем её соседям, не исключая и эстонцев.

 

Если сейчас эстонский истеблишмент не способен признать своей вины, то может хотя бы, пока не поздно, заняться исправлением последствий своей политики.

 

Автор: Александр Носович

 

Источник: RuBaltic.Ru

 

Статьи по Теме

Кнопка «Наверх»