Особенности автомобильных перевозок в рамках ЕАЭС
Грузооборот государств-членов ЕЭП в 2013 году превысил 400 млрд т-км. и вырос на 40% по сравнению с 2005 годом. Тенденция увеличения грузооборота перевозок автомобильным транспортом характерна для всех государств-членов ЕАЭС, сообщает Рalata.kz.
Доля автомобильного транспорта в объеме перевозок в целом по государствам-членам ЕЭП в 2013 году составила 82,8%, однако имеются отличия по государствам-членам ЕЭП: наименьшую долю занимает автомобильный транспорт в Республике Беларусь (55,2%) и имеет тенденцию роста. В России и Казахстане доля автомобильных перевозок составляет 80,2% и 91% соответственно.
Согласно исследованию МСАТ, в период 2005-2013 годы наблюдается рост грузооборота автомобильного транспорта в Казахстане более чем в 3 раза, в Республике Беларусь – более чем в 2 раза, в России – в 1,28 раза.
В 2013 году в ЕЭП автомобильным транспортом в целом перевезено более 8,7 млрд. тонн грузов, что на 0,5% больше по сравнению с 2012 годом и на 5,7% больше по сравнению с 2005 годом. Прирост объемов перевозок отмечается в Казахстане, однако в Беларуси и России в 2013 году отмечено сокращение объемов грузовых перевозок.
Вместе с тем, в соответствии с положением Договора о Евразийском экономическом союзе (подпункты 4-5 пункта II Приложения № 24 Протокол о скоординированной (согласованной) транспортной политике) международные автомобильные перевозки грузов, выполняемые перевозчиками, зарегистрированными на территории одного из государств-членов Союза, с 1 января 2015 года осуществляются на безразрешительной основе:
1) между государством-членом, на территории которого перевозчики зарегистрированы, и другим государством-членом;
2) транзитом через территории других государств-членов;
3) между другими государствами-членами.
Не требуется разрешения на двухсторонние, транзитные и перевозки в/из третьи страны между государствами-членами Союза (Москва-Минск, выполняемая казахстанским перевозчиком). Таким образом, введение данной нормы позволяет автотранспортным компаниям государств-членов Союза к свободному перемещению товаров и оказанию автотранспортных услуг на территории ТС и ЕЭП.
Стоит отметить, что в настоящее время государствами-членами ЕАЭС ведется работа по разработке Программы поэтапной либерализации выполнения перевозчиками, зарегистрированными на территории одного из государств-членов Союза, автомобильных перевозок грузов между пунктами, расположенными на территории другого государства-члена (Программа поэтапной либерализации «каботажных» перевозок в рамках Союза).
При этом Республика Казахстан откроет свой рынок для осуществления каботажных перевозок в 2025 году.
Источник: Рalata.kz.