Казахстан готов войти в ТАПИ: В Индии и Пакистане запахнет российским газом
Казахстан готов стать акционером проекта газопровода из Туркмении через Афганистан в Пакистан и Индию (ТАПИ) и уже сделал соответствующее обращение. Эксперты полагают, что единственный возможный вариант участия Астаны — это поставки российского газа, которому необходимы новые рынки сбыта после падения продаж в Европе.
«Мы со своей стороны отправляли соответствующее официальное обращение возможным акционерам трубопровода ТАПИ с возможностью вхождения Казахстана до 30% в этот трубопровод. Ждем ответа. Пока никаких ответов нет, мы на встрече на высоком уровне поднимали (вопрос), ждем ответа от туркменской стороны», — заявил министр энергетики Казахстана Ерлан Аккенженов, передает «Интерфакс».
Планируется, что газопровод ТАПИ пройдет из Туркмении через Афганистан в Пакистан и Индию и его протяженность составит 1814 километров — до границы с Индией. Мощность проекта оценивается в 33 млрд кубометров в год, а цена — около $ 10 млрд.
Пока построен только туркменский участок и в прошлом году в Туркмении заявляли о начале работы в Афганистане. При этом главные вопросы проекта до сих пор не решены. С одной стороны, безопасность проекта в Афганистане. С другой — цена газа. Несколько лет назад Исламабад потребовал от Ашхабада пересмотреть цены, так как на тот момент СПГ оказался дешевле трубопроводных поставок, и отказался брать на себя риски транзита топлива через Афганистан. С тех пор многое изменилось, но позиция пакистанского правительства осталась прежней. Львиная доля проекта принадлежит «Туркменгазу» — 85%. И еще по 5% — «Афганской газовой корпорации», пакистанской Inter State Gas Systems и индийской GAIL.
«Если это серьезный разговор, то вхождение Казахстана имеет только смысл и логику только в случае прокачки через Казахстан в Туркменистан и далее по ТАПИ российского газа», — отмечает заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач.
Он считает, что ТАПИ и газификация «Газпромом» северо-востока Казахстана, где планировалось проложить газопровод в Китай, вряд ли могут быть взаимосвязаны.
«Казахстан не может ничего гарантировать по ТАПИ, а газификация может быть реализована на двусторонней основе. Кроме того, большой транзит для Казахстана — это сам по себе стратегически и коммерчески выгодный проект. К тому же эти проекты технологически не очень связаны. Газификация — это северо-восток Казахстана, для большого транзита в Туркмению самое простое — вернуться к проекту Прикаспийского газопровода вдоль Каспия», — добавил замдиректора ФНЭБ.
Поставки российского газа в ЕС из-за санкций и контрсанкций снизились в пять раз, и даже строительство «Силы Сибири — 2» в Китай не компенсирует все потери. Поэтому в Москве не исключали участия России в проекте ТАПИ.
«Пока нас в этом проекте нет, но мы не исключаем возможности России участвовать в этом проекте. Должны, конечно, быть решены различные вопросы, в том числе вопросы безопасности его через Афганистан. Но я не вижу здесь особых трудностей, потому что эта тема обсуждается и мы одинаково понимаем, что такую безопасность можно обеспечить», — говорил в январе 2024 года телеканалу PTV World бывший министр энергетики Николай Шульгинов.



