В Казахстане за последний год объемы продаж увеличились на 3%
На 20-ом Конвенте Мир торговли, который прошел 23-25 октября в Алматы, Лейла Мусатаева, директор по работе с розничными сетями в компании NielsenIQ Kazakhstan, рассказала о результатах последнего исследования, согласно которому 47 из 68 мировых рынков демонстрируют рост продаж. Казахстан также показал положительные результаты: за последние 12 месяцев объемы продаж увеличились на 3%, а в денежном выражении – на 11%. Однако динамика роста в основном обусловлена инфляционным фактором, а не увеличением физического потребления.
«После резкого падения объемов продаж в 2022–2023 годах мы видим восстановление в первой половине 2024 года. Но рост в деньгах объясняется в большей степени подорожанием товаров, а не увеличением спроса», – уточнила Лейла Мусатаева.
По ее словам, рынок ритейла меняется. Растет доля продаж, которая приходится на современные форматы розницы (супермаркеты, гипермаркеты, специализированные магазины). Основные изменения связаны с увеличением числа современных торговых точек и сокращением традиционных магазинов. Традиционная розница остаётся востребованной: 15 визитов в месяц покупатели совершают именно в эти магазины. То есть традиционные каналы продаж остаются каналом, который покупатели в Казахстане посещают чаще всего. Однако онлайн-торговля набирает обороты. Рост онлайн-канала в этом году составил 131%.
37% казахстанцев с детьми уже совершают покупки онлайн, а среди домохозяйств с детьми, которые используют доставку в тот же день или возможность самовывоза, этот показатель достигает 53%. Онлайн-шоппинг особенно популярен в Алматы и Астане, где 63% и 62% жителей делали заказы в интернете за последний месяц. В регионах, например, Шымкенте (6%) и Актобе (3%) доля онлайн-покупок пока ниже, но ожидается её дальнейший рост.
Как показывает исследование, покупательское поведение в Казахстане все больше зависит от скидок и акций. По доле промо-продаж Казахстан занимает четвертое место среди стран Восточной Европы, и 44,3% товаров здесь продается со скидками.
«В условиях высокой инфляции покупатели стремятся экономить, переключаясь на акционные товары. Это приводит к снижению лояльности к брендам, что становится вызовом для компаний», – пояснила эксперт.
При этом, как рассказа Лейла Мусатаева, в России зависимость от акций ещё выше: в некоторых торговых сетях на промо-продажи приходится более 50% оборота.
Собственные торговые марки (СТМ) становятся важной частью потребительской корзины. В мире на них приходится 33,5% продаж, и, хотя в Казахстане эта доля пока составляет 1% продовольственной корзины, в непродовольственном сегменте она достигает 20%. Рост СТМ составил 34% за год, а наибольший успех они показывают в таких категориях, как подгузники, влажные салфетки, бумажные полотенца, освежители воздуха и туалетная бумага.
«Покупатели стали воспринимать товары под СТМ как качественную альтернативу известным брендам. Они оценивают их как выгодные и надёжные, что создаёт потенциал для дальнейшего роста в этом сегменте», – отметила Лейла Мусатаева.
«Покупатели стали воспринимать товары под СТМ как качественную альтернативу известным брендам. Они оценивают их как выгодные и надёжные, что создаёт потенциал для дальнейшего роста в этом сегменте», – отметила Лейла Мусатаева.
«Рынок ритейла сейчас переживает не просто период трансформации, а стремительное переосмысление всех ключевых процессов. Особую роль играет диалог между странами Центральной Азии и их соседями. Эти рынки, несмотря на свои особенности, объединяет стремление к устойчивому развитию, внедрению e-commerce решений и повышению качества обслуживания. Конвент помогает увидеть возможности роста и наладить взаимодействие на международном уровне. Наша цель — не только выявить тренды, но и сделать их доступными для бизнеса любого масштаба. Это особенно важно в условиях, когда потребитель становится более избирательным, а компании должны постоянно повышать свою эффективность и привлекательность для клиентов», – акцентирует Елена Саргалдакова, основатель Конвента Мир торговли.
20-й Конвент Мир торговли состоялся 23-25 октября в Алматы. В мероприятии приняли участие более 400 представителей бизнеса, среди которых 70% первые лица ведущих торговых сетей из России, Казахстана, Беларуси, Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана, Азербайджана, Грузии и Армении. В Закупочном центре Мир торговли состоялось более 3 500 двусторонних встреч участников Конвента и представителей 87 торговых сетей из 9 стран СНГ, по итогам которых будут заключены контракты.