Бюрократия и зарегулированность препятствуют развитию связи в РК
Аналитики Ассоциации GSMA в недавно опубликованном отчёте рассмотрели лучшие практики регулирования отрасли мобильной связи в Казахстане, обозначили узкие места и возможности дальнейшего развития сектора.
Эксперты выделили ряд направлений регулирования для развития инфраструктуры.
В частности, отмечено, что спектр является необходимым элементом для развития сетей сотовой связи. Рост трафика передачи данных заставляет операторов постоянно наращивать ёмкость сетей, что возможно за счёт увеличения числа базовых станций, повышения спектральной эффективности или увеличения частотного ресурса.
При этом увеличение плотности базовых станций является наиболее дорогим и одновременно наименее эффективным способом наращивания ёмкости сетей, к которому прибегают в последнюю очередь. Предоставление новых широких полос частот в диапазонах, которые позволяют обеспечить сопоставимое с действующим покрытие, является ключевым способом наращивания ёмкости.
Как и во всем мире, в Республике Казахстан увеличение объёмов передаваемого трафика требует выделения дополнительного радиочастотного ресурса операторам, в первую очередь — в диапазоне 3,5 ГГц (3,3–3,8 ГГц) с каналами шириной 100 МГц. Хотя в обоих случаях РК проводит работы по выделению спектра, существует ряд проблем с условиями его распределения.
Отдельно выделена необходимость упрощения правил строительства базовых станций. Так, помимо проведения планирования, возведения антенно-мачтовых сооружений, закупки и установки оборудования для развертывания сетей сотовой связи операторам требуется получение достаточно большого числа разрешений и экспертиз, во многих случаях требующих существенных временных и финансовых затрат. По словам операторов, этот процесс занимает до 12 месяцев.
Аналитики особо отметили ситуацию по получению протокольного решения собрания собственников квартир и нежилых помещений, требуемого для санитарно-эпидемиологические заключения. По их мнению, такой протокол является избыточным, с учётом выполнения операторами нормативов на электромагнитное излучение, а под влиянием радиофобии такая ситуация часто приводит к последующему демонтажу базовых станций.
Немаловажным аспектом является максимальное упрощение доступа к инфраструктуре, находящейся в государственной и муниципальной собственности, для обеспечения возможности развертывания новых базовых станций. Это достигается как регулированием, так и строительством опор двойного назначения.
Ещё один важный момент — создание благоприятный условий для привлечения инвестиций в отрасль.
По мнению GSMA, тарифы на сотовую связь в Казахстане являются достаточно низкими в сравнении со многими странами. Хотя данная ситуация и позволила нарастить уровень проникновения сотовой связи, а также обеспечить доступность разнообразных частных и государственных услуг, чрезмерно низкие тарифы становятся препятствием для дальнейшего развития цифровой инфраструктуры. Регулирование тарифов на государственном уровне приводит к нарушению рыночных механизмов и бизнес-моделей операторов, в долгосрочной перспективе усугубляя недостаток инвестиций в сетевую инфраструктуру и провоцируя ухудшение качества услуг.
Международный опыт показывает, что для развития сетей 4G и 5G правительства многих стран снижают фискальную нагрузку на операторов, принимая разнообразные налоговые послабления для высвобождения средств с целью инвестирования в развитие инфраструктуры.
Аналитики рекомендуют исключение нерыночных механизмов регулирования тарифов сотовой связи и качества связи, которые в ещё большей степени ограничивают средства операторов для инвестиций. Например, штрафы операторам за невыполнение целевых показателей по обеспечению покрытия, масштаб которых говорит о существенных различиях между подходами к планированию сетей, применяемыми операторами и завышенными требованиями, зафиксированными в методиках проверки и применяемыми регулирующими органами.