«Открытый диалог» переводят в закрытый формат. Подводим итоги онлайн-общения граждан с чиновниками
Теперь обращения казахстанцев недоступны для всеобщего обозрения.
В первой декаде апреля все обращения граждан в госорганы через портал «Открытый диалог» были переведены на платформу электронного правительства «Е-Өтініш» и закрыты от общества. Отныне посмотреть, на что жалуются казахстанцы, возможно только с помощью мониторинга соцсетей. Прямая обратная связь с министрами и акимами, согласно нововведениям, теперь будет осуществляться в непубличном формате, ответ увидит только адресат.
Переход в закрытый режим чиновники Министерства внутренних дел требовали сделать ещё два года назад. Основной аргумент — утечка персональных данных авторов обращений, которые рассказывают свои истории, называя фамилии и даже прикладывая сканы документов. Этим могут воспользоваться интернет-мошенники. При этом неизвестно, рассматривались ли госорганами аргументы общественников о том, что современные цифровые технологии вполне позволяют кодировать персональные данные при открытой публикации. Также не было учтено, что непубличные обращения пользователи и так могли отправлять чиновникам через личный кабинет портала egov.kz.
Официально инициатором новшеств, которые полностью дискредитировали саму идею открытого диалога общества с властью через единый портал, стало Министерство информации и общественного развития (МИОР). В комментариях к проекту обновлённых правил в ответ на критику специалисты ведомства написали, что это не новая инициатива, и «данные поправки необходимы для обеспечения соответствия норм нижестоящих вышестоящим законодательным актам». На самом деле речь идёт как раз о свежих изменениях в закон «О доступе к информации», которые внесены 30 декабря 2022 года.
«Обращения, поступавшие в госорганы через блог-платформу, не подлежали контролю и учёту со стороны Генпрокуратуры, так как не удостоверялись ЭЦП согласно требованиям административного процедурно-процессуального кодекса РК», — сообщили авторы документа. На портале «Е-Өтініш» такой контроль предполагается.
Редакция Finprom.kz проанализировала работу блог-платформы «Открытый диалог» с 2012 года, оценив, насколько казахстанцы были довольны такой формой общения с чиновниками. За указанный период казахстанцы оформили через платформу 483,3 тыс. обращений. Ответ был получен в 96,1% случаев.
Наибольшее количество обращений пришло в МВД: 68,5 тыс. Люди просили о помощи и защите от мошенников, жаловались на сотрудников следствия при рассмотрении уголовных дел, просили решить какие-либо вопросы, связанные с автомобилями и ДТП. Стоит отметить, что почти все обратившиеся получили ответы.
На втором месте оказалось Министерство труда и соцзащиты населения (МТСЗН). За эти более чем десять лет ведомство получило через сайт «Открытый диалог» 65,7 тыс. писем. Отвеченными считаются 94,5%. Именно чтение блог-платформы этого самого «социального» министерства может приблизить политическую элиту к пониманию настоящего уровня бедности в Казахстане, нужд инвалидов и малообеспеченных семей. Практически каждое письмо — частичка общих нерешённых социальных проблем.
На третью строчку рейтинга по количеству жалоб попало Министерство финансов (МФ): 59,5 тыс. обращений. Лидерство не связано с большим числом жалоб именно по финансовой части — скорее, с тем, что глава ведомства является заместителем премьер-министра, и казахстанцы адресовали ему свои вопросы совершенно из разных отраслей как вышестоящему начальству.
Статистика dialog.egov.kz позволяет оценить, насколько обратившиеся были удовлетворены фидбеком от чиновников. В среднем 37,6% тех обратившихся, которые дали обратную связь после получения ответа, остались им недовольны.
Этот показатель неудовлетворённости усреднён. Если рассматривать данные по ведомствам, то окажется, что наибольшие доли недовольных ответами наблюдаются у Министерства обороны (84%) и Генпрокуратуры (62%). Тройка лидеров по количеству обращений — МВД, МТСЗН и МФ — имеют показатели в пределах средних значений (34%, 39% и 35,6% соответственно).
Интересны результаты анализа обращений казахстанцев и в акиматы. Безусловным лидером среди всех регионов и мегаполисов по числу жалоб стал Алматы. Через блог-платформу властям города написали около 9,6 тыс. обращений. Треть из них чиновники проигнорировали, а 53% тех, кто дал обратную связь после общения, остались недовольны ответами.
На втором месте по количеству обращений среди акиматов оказалась столица. Астанчане за десять лет написали 4,8 тыс. обращений через «Открытый диалог». Стоит отметить, что чиновники столичного акимата более ответственно отнеслись к письмам и ответили почти на все.