«Нал» или «безнал», вот в чём вопрос: какую роль играют наличные для бизнеса РК?
Впрочем, выбирать не обязательно — предложения казахстанских банков рассчитаны на всех.
Нацбанк РК провёл социологическое исследование перспектив использования наличных денег в РК. В опросе приняли участие 9,6 тыс. респондентов, из них 3,5 тыс. — субъекты предпринимательства.
Выяснилось, что сегодня в результате непрерывного развития технологий и усовершенствования механизмов финансового сектора безналичный способ набирает обороты, но, тем не менее, наличные деньги сохраняют позицию одного из важных платёжных инструментов для юридических лиц.
В частности, в сёлах и сельских райцентрах доля предпринимателей, регулярно пользующихся наличными, превысила 60%, в то время как в городах республиканского значения она не дотянула и до 30%.
В среднем по отраслям экономики РК наличные использовали 36% опрошенных предпринимателей. Самый высокий спрос на «нал» был отмечен в АПК (более 60% респондентов) и торговле (более половины). А вот в сферах водоснабжения, строительства, научной деятельности, телекома, образования и промышленности наличные использовало менее трети предпринимателей.
Чаще всего наличные в операционном обороте использовались при таких операциях, как купля-продажа товаров, оказание и покупка услуг, выплата заработной платы сотрудникам. А вот налоги и пошлины, кредиты и обмен валют редко осуществлялись через наличные деньги (за исключением микробизнеса, где доля наличных в принципе выше).
Заметим: сегодня крупные казахстанские банки предлагают разные варианты, позволяющие бизнесу управлять финансами как в безналичном формате, так и путём обналичивания. Лучшим банком для МСБ, по мнению финансистов Asiamoney, признан ForteBank, поэтому рассмотрим варианты на примере двух продуктов этого фининститута. Здесь доступ компании к управлению финансами в любой момент — как в безналичном, так и в наличном формате — даёт комбинация приложения ForteBusiness для юрлиц, ИП и корпоративной карты.
Как это работает? Приложение ForteBusiness позволяет открывать счета, получать реквизиты, совершать все необходимые безналичные операции онлайн, осуществлять любые платежи в бюджет (социальные, пенсионные, ОСМС и налоговые) и многое другое. Кроме того, можно выпустить цифровую корпоративную карту прямо из приложения, а также перевести средства по номеру карты (Р2Р). В свою очередь, корпоративная карта даёт возможность в любое время суток получить наличные в банкоматной сети либо рассчитаться за товар или услугу через POS-терминал, в том числе используя Apple Pay или Samsung Pay, оплатить командировочные, представительские и другие расходы компании, и т. д.
В принципе, у большинства крупных БВУ РК можно найти какие-то схожие варианты и комбинации продуктов, хотя у каждого будут свои уникальные предложения (как, скажем, у рассматриваемого ForteBank — к примеру, услуга для валютных конвертаций по индивидуальному курсу Fortex). Уровень интернетизации и цифровизации в РК — причём как в городах, так и в сёлах — позволяет бизнесу найти комфортный для себя вариант в любом регионе страны, в любой отрасли занятости.
Заметим: развитость финансовой и цифровой инфраструктуры, а также доступность банковских предложений в секторе подтверждаются и тем, что про трудности при получении наличных денег в исследовании упомянули всего 14% опрошенных предпринимателей, а большинство, или 86%, ни с какими проблемами в этом вопросе не сталкивались.
Что же касается частоты снятия наличных для операционного оборота, сразу 24% респондентов отметили, что вообще не снимают средства, и по 23% — что снимают 1-2 раза в месяц или реже. Лишь 4% предпринимателей отметили, что обналичивают средства ежедневно.
Среди причин выбора казахстанским бизнесом наличной оплаты самая частая — получение дохода наличными (35% респондентов). В число популярных причин также попали лучший контроль расходов (21%) и то, что для некоторых оплата наличными всё ещё кажется более быстрой и простой (20%). 19% респондентов пользуются наличными для удобства некоторых клиентов или по просьбе поставщиков. Играет роль и сила привычки (16%).
При этом 12% опрошенных предпринимателей вообще не работают с наличными.