Бизнес и экономика

Конкурентный телеком: обзор рынка

По мнению мировых лидеров, конкурентоспособность телекоммуникационному сектору могут обеспечить лишь крупные игроки, в то время как множество мелких тормозит развитие отрасли.

Мировой тренд в сфере телекоммуникаций сегодня движется в сторону развития беспроводных мобильных сетей, что подтверждается и ростом количества абонентов сотовой связи. В Казахстане на конец 2022 года было зарегистрировано 25,1 млн абонентов — на 3,3% больше, чем в предыдущем году.

Именно мобильный интернет в РК является основным источником доступа к всемирной паутине. Так, если к концу 2022 года в стране насчитывалось 2,9 млн абонентов фиксированного интернета, то количество абонентов сотовой связи, имеющих доступ к интернету, выросло за год на 3,1%, до 17,4 млн.

Мобильной связью казахстанцев и гостей страны обеспечивают три оператора: «Kcell» (торговые марки Kcell и Асtiv), «Мобайл Телеком-Сервис» (торговые марки Tele2 и Altel) и «Кар-Тел» (торговая марка Beeline).

Рынок мобильной связи в РК остаётся конкурентным и достаточно быстрорастущим. В то же время в целом по миру наблюдается тенденция консолидации мобильных операторов и сокращения количества участников рынка в пользу укрупнения игроков. К примеру, в феврале текущего года исполнительный директор шведской телекоммуникационной компании Ericsson отметил, что структура европейской отрасли, вероятно, неустойчива, и призвал к консолидации в регионе для повышения конкурентоспособности. «Большая проблема в Европе на самом деле заключается в том, что наши клиенты просто не могут позволить себе строить сети, и я думаю, что в долгосрочной перспективе это нанесёт ущерб конкурентоспособности Европы», — сказал он CNBC. Выходом из этой ситуации, по его мнению, является объединение операторов.

Действительно, хороший пример такой стратегии — США, где мобильная связь практически повсеместно обеспечивается тремя операторами: Verizon, T-Mobile и AT&T. Более мелкие бренды, такие как Cricket Wireless и Mint Mobile (Ryan Reynolds), по факту принадлежат более крупным и используют их инфраструктуру. В Китае граждане также могут выбирать между тремя ключевыми операторами, при этом все три принадлежат федеральному правительству.

В Европе же ситуация иная: во многих странах есть как минимум три или четыре провайдера телекоммуникационных услуг, которые работают исключительно в пределах своих границ, помимо более крупных международных брендов, таких как Vodafone. В итоге в Европе насчитываются сотни операторов мобильной связи, и такая отраслевая структура ожидаемо неустойчива и не готова к масштабному развитию. Именно эту проблему предстоит решать путём слияний и укрупнений игроков.

В целом эта тенденция уже набирает обороты по всему миру. Примеры для стран ОЭСР можно посмотреть в таблице ниже.

Фактически наиболее устойчивым и конкурентоспособным считается рынок с небольшим количеством операторов мобильной связи, каждый из которых при этом достаточно масштабен, стабилен, способен развиваться и быстро реагировать на вызовы времени.

Казахстанский рынок в целом соответствует этим характеристикам.

В целом, несмотря на огромную площадь, мобильный интернет охватывает почти всю территорию Казахстана. Согласно логике ценообразования в секторе, чем больше территория страны, тем дороже обходится обеспечение покрытия, что, в свою очередь, влияет на высокую конечную стоимость интернета для пользователей. Однако в Казахстане ситуация другая: при большой протяжённости, росте скорости интернета и потребляемого трафика конечная цена для абонентов сохраняется низкой. Это говорит о зрелости рынка и ответственном подходе операторов к развитию телекоммуникационного сектора.

Источник
finprom.kz

Статьи по Теме

Кнопка «Наверх»