Как госорганы сдерживают тарифы в сфере железнодорожного транспорта?
Временный понижающий коэффициент к тарифам на услуги МЖС и тарифы на услуги подъездных путей.
Некоторые услуги магистральных железнодорожных сетей относятся к регулируемым и подпадают под контроль Комитета по регулированию естественных монополий (КРЕМ МНЭ РК). В частности, в функции комитета входят:
• утверждение временного понижающего коэффициента (ВПК);
• утверждение ценовых пределов на регулируемые услуги магистральных железнодорожных сетей (МЖС);
• ежегодная корректировка утверждённых ценовых пределов на регулируемые услуги магистральных железнодорожных сетей в соответствии с правилами формирования тарифов;
• рассмотрение жалоб в случае отказа оператором магистральной железнодорожной сети на примыкание подъездных путей к магистральным и станционным путям.
Что касается ВПК, это величина, утверждённая ведомством и применяемая к тарифу в целях защиты интересов потребителей и субъекта. Так, КРЕМ МНЭ РК, с учётом положительных заключений, представленных МИИР РК и Национальным оператором инфраструктуры, утвердил ВПК к тарифам на МЖС для перевозчиков, осуществляющих пассажирские перевозки в межобластных, межрайонных и пригородных сообщениях в размере 0,01 (99,99%). Эта мера позволила снизить расходы на услуги МЖС в структуре стоимости пассажирских билетов по стране.
Конечно, на стоимость проезда для пассажиров влияет масса факторов, включая большой спектр нерегулируемых услуг. Однако по крайней мере в последние три года рост цен на пассажирские билеты в секторе не превышал уровень инфляции, а зачастую оказывался и ощутимо ниже. Так, по итогам ноября текущего года рост цен на услуги пассажирского железнодорожного транспорта составил 19,3% за год, что в целом сопоставимо с уровнем инфляции в РК (19,6%). Годом ранее рост цен в секторе составлял 5,5% (при инфляции в 8,7%), в 2020-м — 4,9% (при инфляции в 7,3%).
Для казахстанцев это весьма актуальный вопрос, учитывая то, что пассажироперевозки по железной дороге стремительно восстанавливаются после «коронакризиса». Так, за десять месяцев текущего года пассажироперевозки железнодорожным транспортом составили уже 16,3 млн пассажиров, против 12,3 млн в аналогичном периоде годом ранее и всего 9,4 млн — в «коронакризисном» 2020-м.
В свою очередь, в сфере услуг подъездных путей также был наведён порядок.
Напомним: с 2016 года потребители услуг подъездных путей регулярно жаловались на расчёт объёма оказанных услуг подъездных путей по полной протяжённости подъездного пути, согласно которому субъекты естественных монополий (СЕМ) и взимали плату.
Поясним, в чём состояла проблема.
Поэтому в 2019 году в целях защиты интересов потребителей услуг подъездных путей в закон РК «О естественных монополиях» внесли изменения. С этого момента СЕМ обязан взимать за оказание услуг подъездных путей при отсутствии конкурентного подъездного пути плату по фактической протяжённости подъездного пути, используемой потребителем для проезда подвижного состава.
Кроме того, внесено изменение в типовые договоры на услуги подъездных путей, согласно которому в договоре будет указываться «протяжённость подъездного пути, используемая ветвепользователем (потребителем подъездных путей) для проезда подвижного состава» вместо «развёрнутой длины пути».
Важно отметить: в большинстве случаев потребители услуг подъездных путей при заключении договора с СЕМ не обращают внимания на указанную протяжённость и подписывают договор. Комитет рекомендует потребителям при заключении договора руководствоваться законодательством о естественных монополиях, что поможет им не переплачивать.