Более 6500 магазинов традиционной розницы закрылись в Казахстане в 2022 году
Результаты исследования были озвучены на 16-м Международном Конвенте Мир торговли коммерческим директором NielsenIQ Kazakhstan Мадиной Сейсенгалиевой.
«Каждый год снижается количество точек традиционной розницы. Это те торговые точки, которые продают за прилавком. Между тем, растет количество магазинов современной розницы (тип обслуживания – самообслуживание). Причем распределение этих точек неравномерно. За последний год закрылось традиционных магазинов 6 700, а открылось всего 1200», – рассказала эксперт.
Сейчас в Казахстане функционируют 5 500 магазинов современной розницы, которые генерируют половину товарооборота рынка FMCG в деньгах и продовольственных товарах. В непродовольственных товарах этот показатель еще больше – 59% всего товарооборота этих категорий проходит через современную розницу.
По данным исследования, в традиционные магазины в Алматы и Астане ходят примерно 17 раз в месяц, но больше всего денег покупатель все же оставляет в супермаркетах. Покупатель в Алматы 43% всего своего бюджета оставляет в супермаркетах. В Астане этот показатель составляет 44%.
Самым же быстро растущим каналом в Казахстане за последний год являются средние магазины площадью 40-100 кв.м. и большие магазины площадью 100-300 кв.м. Прирост продаж к прошлому году в данных форматах торговли опережают продажи даже в супермаркетах площадью от 300 кв.м.
Развитие цивилизованных форматов продаж сопровождается ростом темпов развития онлайн-торговли. В 2022 году он сравнялся с темпами роста офлайн-каналов продаж и вырос на 20-30% по сравнению с прошлым годом.
«Если раньше онлайн-канал был дополнением к нашему регулярному походу в магазин за продуктами питания, и мы могли покупать там уникальный ассортимент, вещи, которые сложно найти в традиционных магазинах, а миссия покупки в онлайн-канале была для особых случаев, то в этом году мы видим уникальную ситуацию. Основная покупательская миссия в онлайн сегодня – это регулярное большое пополнение запасов. Покупка продовольственных товаров онлайн показывает самый большой рост. То есть основной закуп как миссия покупки начинает переходить в онлайн», – сказала Мадина Сейсенгалиева.
В 2022 году топ-категориями товаров в онлайн стали свежие фрукты и овощи, молочные продукты, стиральные порошки, бакалейная продукция, безалкогольные напитки, средства для волос, подгузники, шоколад и печенье. 70% товаров этих категорий совпадают с топ-категориями в офлайн.
Лапша быстрого приготовления – одна из немногих категорий, которая также показывала рост продаж в 2022 году.